Аутизм или задержка речи у ребенка: что должно насторожить родителей?

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Причины задержки речевого развития у детей

Нарушение речевого развития у детей часто связано с одним из следующих факторов:

Патологии, возникшие во время беременности или родов. Наиболее пагубное воздействие на формирование речевых зон плода оказывают:

  • травмы матери во время беременности;
  • вредные привычки матери — курение и употребление алкоголя;
  • внутриутробная гипоксия;
  • состояние стресса у матери;
  • наличие у матери инфекционных заболеваний;
  • прием матерью некоторых видов лекарств.

Самым опасным осложнением непосредственно во время родов является асфиксия – нарушение дыхания у ребенка, которое приводит к недостаточному поступлению кислорода к мозговым клеткам.

Наследственность. Если у кого-то из родителей в раннем возрасте были нарушения, связанные с развитием речи, не исключено, что у ребенка будут те же проблемы.

Обстановка в семье. Для каждого ребенка очень важно общение с близкими людьми, особенно с матерью. Дети с нарушениями речевого развития не обязательно живут в семьях алкоголиков или наркоманов, ведущих аморальный образ жизни и не занимающихся воспитанием ребенка. Часто и в благополучных семьях родители уделяют недостаточно времени общению со своим чадом, из-за чего даже у здорового ребенка может возникнуть темповая задержка речевого развития, то есть отсутствие у ребенка потребности в общении.

Заболевания. Особенно опасны для развития речи такие заболевания как менингит, воспаление среднего и внутреннего уха, менингоэнцефалит.

На какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей

  • Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно.

Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку. Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

  • Понимание речи
Читайте также:  Жировики на теле: причины появления и способы лечения образования

Помимо указательного жеста я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой».

Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

  • Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет.

Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

  • Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры,и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Читайте также:  Причины почему чешется пупок и возможные осложнения

Если малыш в «отстающих»

Отставание в развитии речи может быть вызвано различными причинами. Вне зависимости от характера нарушений необходимо обратиться к специалисту. Могут быть рекомендованы занятия с логопедом, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Важную роль играет медикаментозное лечение. Детям с нарушениями речи рекомендуется назначать повторные курсы препаратов ноотропного ряда. Ноотропы – это группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, улучшают нейронные связи клеток мозга.

Но самое главное – для того чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов и родителей.

Необходимо обратиться к педиатру или логопеду, если ваш малыш:
Возраст Тревожные симптомы
12–18 месяцев В 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ею из стороны в сторону, если не согласен); в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие); в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов; в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»; в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.
19–24 месяца В 19–20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе); в 24 месяца не повторяет за другими их слова, не копирует действия; в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге; в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов; в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка…
25–36 месяцев В 26 месяцев не умеет составлять простые предложения из двух-трех слов; в 36 месяцев не задает вопросов; в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев; в 36 месяцев не произносит согласные в начале слов (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»); в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.
3–4 года В 3 года не понимает коротких инструкций взрослого; в 3 года не стремится общаться с другими детьми; в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей; в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»); в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами; в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.

Как определить ЗРР

Диагностировать патологию можно только во время комплексного обследования в специализированном учреждении. Требуются консультации логопеда, педиатра, отоларинголога, психолога и дефектолога. При необходимости назначается аппаратное обследование головного мозга, дуплексное сканирование вен и артерий.

Читайте также:  Базовый гардероб женщины — фото 2020

Заподозрить нарушения можно по следующим симптомам:

  • нет реакции на элементарные обращения взрослых;
  • малыш привлекает к себе внимание плачем;
  • в возрасте 3-х лет ребенок не произносит слов;
  • нет контакта с окружающими, желании играть с другими детьми.

Многие специалисты рекомендуют обратить внимание на то, что риск получить ЗРР выше у малышей, которые начали поздно держать головку и сидеть. Считается, что эти проявления характерны для патологий головного мозга.

Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка

Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.

Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:

  • Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
  • Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
  • Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.

Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.

Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.

Когда пора показать ребенка врачу по поводу задержки речи?

— Если в три года родителей что-то настораживает в речи ребенка, например, малыш не говорит или говорит, но мало, непонятно и так далее, надо показаться врачу. Три года — идеальный возраст, когда диагностируют и исправляют задержки развития речи.

Занятия можно начать и раньше, в два года, если ребенок идет на контакт с логопедом.

Как я уже говорил, с года до двух формируется одна экспрессивная речь, одни навыки, с двух до трех — другая по сложности экспрессивная речь. И если родители не видят динамики, лучше обратиться к специалисту.