Адаптация ребенка в детском саду: советы родителям

Родителям важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы избежать неприятных последствий. Стресс и переживания могут плохо отразиться на физическом и психоэмоциональном состоянии крохи. Давайте разберемся, как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду, поговорим о возможных проблемах и обсудим способы их решения.

Подготовка к саду: что нужно от родителей?

В первую очередь родителям нужно серьезно подойти к выбору сада: внимательно изучить программу, предлагаемую для развития детей, познакомиться с воспитателями, уточнить контингент семей, которые водят детей в этот садик. При знакомстве с воспитателем важно ознакомиться с тем, как она ведет себя с детьми, насколько внимательна, насколько аккуратна и ответственна. Ведь именно воспитательница станет для ребенка первым человеком в новой сфере, кому можно доверять. Ведь, как правило, детям легче начать общаться со взрослыми людьми, чем со сверстниками (естественно, если до этого они еще не были полностью погружены в социальную жизнь).

Кроме всего вышесказанного, врачи рекомендуют провести витаминный терапевтический курс в течение 10 дней. Потом каждые полгода следует повторять подобные курсы для профилактики ОРВИ. Медики доказали, что витамины положительно влияют на детский организм в период адаптации и снижают степень вероятности заболеваемости ОРВИ.

Подготовка к саду: что нужно от родителей?

Во время активной адаптации к детскому садику уделяйте ребенку больше внимания. Обязательно интересуйтесь делами вашего малыша, хвалите за успехи, восхищайтесь его рукотворным работам, помогайте решать проблемы. Будьте чуткими и внимательными, понимающими и заботливыми, и тогда ваш сын (дочка) будет с радостью ходить в детский сад, чтобы радовать новыми успехами и достижениями своих родителей.

Чтобы ваш мальчик (девочка) не боялся (боялась) общения с людьми, попытайтесь смоделировать разные ситуации на игрушках. Если малыш еще плохо говорит, предложите ему сыграть в ролевую игру, где он сможет поведать о своих чувствах и отношениях к различным ситуациям, описать свой день и выразить свои проблемы и беспокойства.

Не стоит реагировать на все эмоции своего чада. Дети — прекрасные манипуляторы, они всегда знают точно, как надо давить на жалость своих родителей. Если ваш малыш плачет при расставании, то это совершенно не означает, что он будет плакать весь день напролет. Очень часто бывает, что они успокаиваются буквально через несколько минут после ухода взрослого и спокойно проводят весь день, играя с другими детьми.

Подготовка к саду: что нужно от родителей?

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Адаптация ребенка к условиям детского сада довольно щепетильный процесс. Прежде всего, сами взрослые должны быть положительно настроены на посещение ребенком сада. Для этого следует выяснить, какие дошкольные учреждения готовы принять вашего ребенка, познакомиться с администрацией, педагогами. Это снимет напряжение, развеет страхи и опасения родителей, а также позволит заблаговременно и целенаправленно готовить малыша к предстоящим переменам.

Чтобы негативные эмоции не стали препятствием для ребенка в период адаптации, важно сформировать у него положительное ожидание будущих изменений. Просмотр иллюстраций с изображением детских коллективов, интересные рассказы, прогулки рядом с площадками детского сада помогут в этом. Ключевым является настроение и ожидания самих родителей. Их положительное эмоциональное состояние легко передается ребенку, вселяет в него чувство безопасности и уверенности. Особенно необходимо формирование навыков самостоятельной деятельности ребенка, если на тот момент они не воспитаны.

Это полезно узнать:

Дополнительные материалы:

  • Как выявить молочницу у ребенка.
  • Чем лечить аденоиды у ребенка.
  • Как приучить ребенка спать отдельно от родителей читайте в статье -priuchit-rebenka-spat-otdelno-ot-roditelej/

К оглавлению ↑

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Формировать навыки самообслуживания. Если ребенок в силу своих ограничений совсем не обладает такими навыками, родители могут сосредоточиться на одном из доступных умений: обувать тапочки, держать ложку, пить из чашки. Даже овладение таким простым умением может быть настоящей работой для малыша, поэтому родители должны обзавестись терпением и верой в своего ребенка.

Формировать умение играть с игрушками. Иногда дети трехлетнего возраста еще не обладают предметными действиями с игрушками (вождение машины, катание мяча, кормление куклы), а сюжетная игра может отсутствовать или быть очень упрощенной. Родители прежде всего должны ответственно и критически отнестись к предметному игровому окружению ребенка. Игрушек должно быть достаточное количество, но они не должны быть все в постоянном доступе ребенка. Это позволит ему сосредоточиться, определиться с приоритетами в игре, побуждать к общению со взрослыми, стимулировать речевое развитие. Родителям надо максимально стремиться присутствовать вместе с ребенком во время его манипуляций с игрушками, искренне эмоционально откликаться на его действия, одобрять их, поощрять к новым. Умение ребенка играть в простые игры с привычными игрушками вместе со взрослым, сотрудничать с ним, слышать взрослого и воспринимать его слова являются ключевыми для развития его речи и познавательной активности.

Читайте также:  Идеи для незабываемого праздника на детский день рождения в 5 лет

Формировать коммуникативные навыки. Отсутствие или затрудненность речи не должно означать отсутствие любых средств коммуникации у ребенка. Большинству детей доступно понимание выражения лица, интонации, слов взрослого. Также они могут овладеть простыми коммуникативными жестами: кивок головы, движение рукой («да», «нет»). Использование этих форм общения не только дома, но и с другими взрослыми поможет малышу быть понятным в новом окружении.

Формировать режим дня, подобный тому, который есть в саду. В случаях, когда домашний режим и режим детского учреждения кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов, ребенок в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности может чувствовать психофизиологический дискомфорт. Это требует значительных психологических и физических усилий со стороны родителей, умение договариваться между собой и согласовывать свои действия.

Во всем указанном и заключается настоящее отцовство и личностный рост мамы или папы. Эта работа непростая, необычная для тех, у кого первый ребенок, но она является плодотворной. Кроме самих родителей, никто не может и не должен этого делать — вкладывать максимум душевных и физических усилий в воспитание потомков.

Адаптация к детскому саду: Видео рекомендации психолога

Какой садик выбрать

Сейчас существует огромный выбор дошкольных учреждений — как государственных, так и частных.

Многие садики специализируются на какой-то определенной программе развития и воспитания детей раннего возраста (программа Марии Монтессори, Вальдорфская методика и т. д.).

Перед тем как записаться в детский сад почитайте отзывы, поговорите с родителями детей, посещающих это учреждение, с воспитателями. Лучше делать ставку не на «элитность» детского сада, а на человеческий фактор. Главное, чтобы в группе был отзывчивый и грамотный воспитатель.

Было бы здорово, если выбранный детский сад будет находиться недалеко от дома или места работы.

Известный педиатр Комаровский, советует родителям отдавать малыша в тот садик, где не пытаются накормить ребенка насильно и где поддерживается в группах оптимальный температурный режим в помещениях.

Посмотрите видео доктора Комаровского «Хороший детский сад»:

Вставать на очередь в детский сад можно практически сразу после рождения ребенка. Сейчас это можно быстро и удобно сделать через интернет.

Чтобы период адаптации прошел более гладко, ребенок к детскому садику должен овладеть некоторыми навыками самообслуживания.

Почему ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет

Если же родители вынуждены сдавать малыша в садик раньше рекомендуемого возраста, то их может ждать довольно серьезная проблема – острое нежелание крохи посещать дошкольное учреждение, которое может вылиться в упорное неповиновение.

Смотрите также: Кризис 3 лет у ребенка — консультация для родителей и советы психологов

Крики, истерики, слезы – многим мамам и папам приходится переживать настоящий ад, прежде чем их кроха смиряется со своей участью и начинает по-другому к ней относиться. Примечательно, что подобные трудности могут наблюдаться и в более зрелом возрасте, и главное, не сломаться и не отказаться от социализации, ведь это самый простой, но не очень верный шаг.

Нет, не стоит насиловать волю ребенка, продолжая водить его в то учреждение, которое вызывает у него панический ужас, ведь вполне возможно, что там действительно что-то не так. Важно разобраться в ситуации, установить причину детского отторжения и только потом действовать, руководствуясь полученными знаниями. И среди самых распространенных факторов, которые отбивают у детей всякую охоту посещать ДУ, психологи выделяют следующие:

Почему ребенок не хочет ходить в детский сад и плачет
  1. Неготовность к саду. Обычно проявляется у самых маленьких, которые чувствуют сильную потребность в матери. Кроме того, может наблюдаться и у деток старшей возрастной группы, которые не были приучены к режиму, самостоятельно задавая собственный распорядок дня.
  2. Неспособность наладить контакт с другими детьми. Чаще всего наблюдается у асоциальных малышей, которые ввиду родительской гиперопеки были максимально ограничены от общения со сверстниками. В этом случае становятся возможными два сценария, первый из которых предполагает нежелание ребенка вливаться в детский коллектив, тогда как второй предполагает обратное поведение, проявляющееся в чрезмерной навязчивости, что также может отпугивать других малышей.
  3. Обиды. К сожалению, проявление детской жестокости не является редкостью, и ребенок может не хотеть посещать ДУ из-за чужих насмешек, которые обычно касаются внешности, плохого произношения и других особенностей. Самостоятельно справиться с проблемой в этом случае вряд ли удастся, ведь огромное значение имеет и роль воспитателя, который должен контролировать ситуацию и всячески пресекать подобные проявления.
  4. Смена дошкольного учреждения. Часто бывает так, что родителям приходится переезжать с места на место, а вместе с ними и их малышу, который вынужден менять не только дом, но и садик. Между тем подобные перемены могут оказаться довольно болезненными, ведь далеко не в каждой группе рады новеньким.

Когда малыш начинает ходить в садик, многое в его поведении меняется

Кроме того, не стоит исключать, что причина детского нежелания посещать сад кроется в плохом отношении воспитателя, ведь такие ситуации также случаются. Кроме того, дети, у которых имеются серьезные проблемы в семье (постоянные ссоры и конфликты родителей, алкоголизм, физическое насилие), гораздо сложнее адаптироваться в детском коллективе и этот момент также обязательно следует учитывать.

Читайте также:  Краснеют яички и начинается жжение и не большой зуд

Смотрите также: Ребенок 4 года не слушается и часто закатывает истерики — что делать?

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы адаптация к детскому саду была успешной для ребенка, его рекомендуется заранее готовить, а процесс привыкания сделать постепенным. Возможны следующие меры: 1. Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему родители хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (например, потому что там интересно и т.д.). 2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не напугала неизвестность. 3. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать малыша в игру. 4. Учить играть ребенка вместе с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться. 5. Не следует в присутствии ребенка высказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность, что все будет хорошо. 6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить их чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, в туалет.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

Рекомендации ниже помогут адаптироваться к новым условиям без особых проблем:

1. Придерживайтесь распорядка дня. За несколько недель до первых посещений измените распорядок дня на тот, что есть в детском саду (узнать можно у воспитателя). Обедайте и гуляйте в одно и то же время, а вечером ложитесь спать раньше обычного, чтобы утреннее пробуждение не сильно расстраивало. Благодаря жизни «по плану», ребенку будет легче привыкнуть к правилам учреждения.

2. Помогите малышу. Если это возможно, во время адаптации оставляйте ребенка в садике на короткое время. В первый день оставьте на один час, во второй день на два часа и т.д. Таким образом, привыкание к разлуке будет постепенным.

3. Короткое прощание. Важно, чтобы разлука происходила быстро, ведь каждое дополнительное обнимание заставляет малыша сосредотачиваться на эмоциях, следствии чего, ему труднее успокоиться. Длительное прощание травматично и для ребенка и для родителя.

4. Оставьте свою вещь. Прощаясь, оставьте малышу свой шарф, свитер или папку, с которой вы идете на работу. Хоть что-нибудь, что он сможет обнять вместо вас. Вещь должна быть небольшой и  только вашей.

5. Не рассказывайте о садике слишком много. Прежде всего, потому, что вы не знаете, как там на самом деле. Вы можете заверить свое чадо, что выбрали лучшее место, где есть много игрушек и появятся новые друзья. Однако не гарантируйте вкусное питание и хороших друзей, это очень сложно предсказать.

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду

6. Будьте уверены. Придерживайтесь уверенности в своих словах и ни в коем случае не сомневайтесь. Тревогу непременно выдаст ваше лицо, что станет поводом для страхов.

7. Не запрещайте плакать. Плачь, это естественная реакция. Дошкольник плачет, чтобы сообщить другим о своих чувствах, он хочет, чтобы его заметили. Позвольте немного поплакать, это хороший способ избавиться от лишних эмоций. Не критикуйте, а крепко прижмите к себе, это покажет, что вы понимаете и поддерживаете кроху.

8. Убедитесь в навыках. Для дошкольника любые изменения связаны с беспокойством, а когда этих изменений слишком много, они становятся настоящим стрессом. Убедитесь, что он действительно готов к детскому саду. Вы должны отказаться от подгузника, научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, засыпать в одиночестве и выражать свои потребности с помощью слов и жестов. Кроме того, он должен уметь общаться со сверстниками, например, делиться или меняться игрушками, не толкать других детей и не драться.

9. Позвольте измениться. Дошкольное учреждение, это не площадка. Ребенок общается с детьми из разных семей продолжительное время перенимая хорошие и плохие привычки, новые выражения в словарном запасе. Также может измениться режим дня, потребности (новые игрушки, одежда), способ засыпания. Ваша задача не стыдить, а корректировать и объяснять, почему так нельзя говорить/делать или почему эта игрушка нежелательное приобретение. Позволяйте дошкольнику вести себя странно, это нормальное проявление развития.

10. Не обещайте материальной награды. Покупая подарок сегодня, вы с каждым следующим днем рискуете увеличить свои расходы. Кроме того, вы лишаете кроху главного — он не может расслабиться, потому что не выражает свои эмоции, а это приводит к психосоматическим заболеваниям (мигрень, сахарный диабет, язва желудка, нейродермит и пр.) и адаптация к детскому саду усугубляется.

Знакомство с садиком

За полмесяца-месяц до первого посещения надо начать читать рассказы и сказки о детском саде. Организовать игру «Зверушки или куклы пошли в детский сад». Гулять рядом с ДОУ, рассказывать о том, что там есть интересного, когда и чем там занимаются дети.

Посетить группу, походить и посмотреть, познакомиться с персоналом. Объяснить, к кому обращаться с просьбами и пояснить, что детей много, поэтому помощи придётся подождать. Посмотреть вместе фотографии событий сада.

Знакомство с садиком

В ознакомительных беседах придерживаться золотой середины. Излишне не приукрашивать жизнь в садике, но и зря не пугать действиями воспитателей и плохих деток. Не сожалеть о необходимости посещения детского сада, а подбадривать.

Читайте также:  С какого возраста можно давать плантекс новорожденному

Малыш и самообслуживание

Научите малыша самому необходимому. Беспомощному ребенку трудно в детском саду. К тому моменту, когда дети начнут посещать дошкольное учреждение, они должны уметь:

  • умываться и вытирать руки полотенцем
  • пользоваться горшком
  • самостоятельно кушать
  • одеваться и раздеваться
Малыш и самообслуживание

Ежедневно перед едой, после посещения улицы и при необходимости давайте ребенку в руки мыло. Пусть он сам пробует намылить руки, пусть у него получится не с первого раза, и мыло часто будет выскальзывать. Главное, чтобы для него это стало обычным делом.

Учите малыша ходить на горшок. В любом случае (умеет он или нет) берите в детский сад запасную одежду. Может случиться всякое, дети еще слишком маленькие. Они элементарно могут пролить на себя еду, облиться водой во время умывания.

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Малыш и самообслуживание

Воспитатель не может кормить каждого с ложечки, поэтому уделите этому моменту больше времени. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам пытался есть.

В дошкольном учреждении дается около 30 минут на прием пищи. За это время дети должны успеть покушать. Помогайте малышу, но не делайте все за него! Хвалите, когда у вашего сына или дочки получается. Пусть дети чувствуют вашу поддержку.

Даже если он весь перепачкается, в этом нет ничего страшного. Вы сейчас дома, у вас есть возможность искупаться и переодеться после обеда. Наверняка у вас тоже многое не получается с первого раза, наберитесь терпения. Зато со временем ребенок научится самостоятельно есть, будет более аккуратным.

Малыш и самообслуживание

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Скорее всего, проблемы возникнут во время переодевания. Детям трудно справляться с пуговицами, молниями на одежде, шнурками на обуви. Не переживайте! В детском саду малышам всегда придут на помощь воспитатели и няни.

Старайтесь, чтобы одежда для детского сада была максимально простой и удобной. Избегайте лишних застежек и пуговиц. Для удобства ребёнка ботинки должны быть на липучках. Вместо рубашек отдайте предпочтения водолазкам, вместо кофт – свитерам. Вместо обычной шапки можно купить шапку-шлем, чтобы шею не продувало, да и одевать легче. Важно, чтобы ребенок быстро собрался на прогулку, и выглядел опрятно.

Малыш и самообслуживание

Общие положения об использовании Портала

Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.

Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.

Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение полностью или в части может быть изменено Администрацией Портала в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на сайте

Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, обязан прекратить любое использование Портала.

Нарушение Пользователем условий Соглашения может привести к блокировке Пользователя и / или удалению Аккаунта такого Пользователя, а также к полному или частичному удалению Контента или ограничению доступа к нему без предварительного уведомления.

Длительность блокировки определяется Администрацией по собственному усмотрению.

Решение о снятии блокировки принимается Администрацией Портала после направления Пользователем обращения на электронную почту [email protected] В снятии блокировки может быть отказано без объяснения причин.

Памятка родителям

Ошибки, которых стоит избегать

  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
  • Нельзя обманывать ребенка или давать обещания, которые родитель не сможет выполнить (например, что только сходит в магазин и тут же заберет его).
  • Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях в присутствии малыша.
  • Нельзя «наказывать» садиком.
  • Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку в период адаптации (это касается и воспитателей).
  • Нельзя привносить в жизнь ребенка ничего нового – ему пока достаточно и садика.

Подробнее об этих и некоторых других ошибках в следующем видео:

Мамам и папам, которые отдают свое чадо в детский садик, мы дадим много советов и рекомендаций и расскажем о том:

  • Зачем ходить в детское дошкольное учреждение, нужно ли это вашему ребенку?
  • Как организовать праздник для ребят на день рождения и приготовить торт и разные угощения?
  • Как правильно выбрать детский сад?

Признаки успешного завершения процесса

  • Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне.
  • Хороший аппетит.
  • Нормальное поведение. Дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не капризничает.
  • Нормальное настроение. Легко просыпается утром.
  • Желание идти в детский сад

Процесс адаптации к детскому саду достаточно полезен для ребёнка. Он тренирует умение приспосабливаться к различным изменениям в жизни.