Адаптация детей к ДОУ: период, особенности и рекомендации

Адаптация представляет собой процесс привыкания ребенка:

Как проявляется адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?

В период привыкания к садику малыши часто демонстрируют настолько непривычное поведение, что оно пугает родителей. Однако, эти особенности типичны для каждого воспитанника-новичка и вызваны психическим напряжением, которое постепенно исчезает.

Особенности адаптации детей к условиям ДОУ включают следующие проявления:

  1. Эмоции. Малыш явно демонстрирует, что новая обстановка ему не по душе – хнычет, часто плачет, нередко злится или становится заторможенным. В основе этих реакций – страх остаться одному, страх, что родители его бросили.
  2. Взаимодействие с другими детьми и с воспитателями. Обычно в первые дни в детском саду ребенок плохо идет на контакт. Во многом это связано с тем, что малыши 2-3 лет пока не умеют включаться в совместные игры; в основном, они играют рядом друг с другом, но каждый в свою игру. Об успешной адаптации свидетельствуют охотные отклики на просьбы воспитателя и желание находиться поблизости от сверстников.
  3. Изменение навыков. Адаптация детей дошкольного возраста к ДОУ часто вызывает «откат» – ребенок на время забывает, как кушать ложкой, как правильно садиться на горшок и т.д. Успешная адаптация помогает ему быстро восстановить забытое.
  4. Изменения в речи. Некоторые дети во время адаптации перестают использовать ранее выученные слова, их словарный запас скудеет. Постепенное его восстановление говорит в пользу нормального привыкания к ДОУ.
  5. Сон, особенно дневной – пожалуй, самое яркое проявление тревожности при адаптации. Дети плохо спят, часто плачут, вскакивают. Днем их становится невозможно уложить, ночью они беспокойны. По окончании адаптации сон нормализуется.
  6. Аппетит. Снижение аппетита обычно обусловлено непривычной пищей, которую малыш вынужден есть в садике. Восстановление аппетита – признак привыкания ребенка, даже если поначалу он съедает не всю порцию.

Что влияет на адаптацию ребенка в детском саду?

В детском саду ребенок сталкивается в первую очередь с новой обстановкой, с незнакомыми людьми, с непонятными правилами и т.п. Малышу очень трудно принять тот факт, что он будет находиться здесь один, без мамы, и ему придется слушаться совершенно постороннего человека. Существует ряд особых факторов, которые оказывают сильнейшее влияние на процесс адаптации ребенка в детском садике. К ним можно отнести:

  • возраст — чем старше малыш, тем проще и быстрее проходит адаптационный период;
  • состояние психического здоровья и нервной системы (в случае наличия каких-либо расстройств психоэмоционального характера, ребенку бывает труднее расстаться с мамой даже на небольшой период времени, поэтому к таким детям необходим особенный подход);
  • навыки и уровень развития;
  • коммуникабельность ребенка, насколько он общителен и охотно идет на контакт с посторонними людьми;
  • уровень сформированности у ребенка игровой деятельности, насколько он сосредоточен в момент игры, как быстро переключается между занятиями различного рода, степень его усидчивости;
  • также многое зависит от обстановки в самом детском саду, ведь чем больше она приближена к домашней, тем легче проходит период привыкания у детей.

чтобы ребенок успешно адаптировался в детском саду, нужно приучать его к новым условиям постепенно, плавно увеличивая время пребывания в группе

Комментарии:

Наталья написано 10 сентября 2015 в 15:10:57 Здравствуйте! Мой сын (1 год 11 месяцев), пошел вчера в садик первый день, на 1 час. Сегодня у него начались сопли. сидим дома. Он самостоятельный мальчик- приучен к горшку, кушает, пьет сам, может занять себя играми или игрушкой). в семье есть у него старшая сестричка (4 года). тоже посещает садик. с радостью с первого дня. Но у сына возник страх, когда мы пришли в группу. я немного с ним поиграла, ушла из группы примерно на 40 минут. воспитательница сказала, что первое время он играл сам. но зайти в комнату с горшками пописать он отказался напрочь и кушать завтрак тоже отказался. а потом расплакался сильно, до истерики. она мне позвонила и я пришла его забирать, когда он уже успокоительно с утра сопли начались. Летом на детской площадке или возле садика играл нормально, с сестричкой тоже они играют вместе, когда получается. конечно бывают у них моменты отбирания игрушек или толкания. в основном старшая отбирает у него игрушку или толкает, если он что-то сделал "не так" по ее мнению. я ей объясняю, чтоб делилась игрушками и не обижала братика. дома у нас тоже режим дня- прием пищи, сон, прогулка, игры примерно в одно время как в садике. только в садик нужно вставать к 7 утра, а дома они встают в 8. ложатся спасть в 21ч. помогите, пожалуйста, советом, как адаптировать сына к садику.

Ответить

Светлана написано 18 октября 2016 в 23:26:09 1 Наталья, я работаю в дошкольном учреждении 28 лет. В 7 часов приводят детей, которые адаптированные и у которых родителям рано на работу. В вашем случае ребенок должен быть в детском саду не позднее , потому что — начинается завтрак. Если вы не успели на утреннюю зарядку в начале учебного года это не беда, потом будет к чему стремиться.

Ответить

Лилия написано 19 апреля 2017 в 08:16:16 Советую прочитать всем родителям!!!Очень полезная информация для вас!

Ответить

Оставить комментарий:

Ошибка № Исчезновение мамы 

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. А мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. 

Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно. У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти. 

Адаптация ребенка к детскому саду

По мнению экспертов, адаптация характеризуется массой негативных сдвигов в детском организме, проявляющихся у ребенка в следующих формах:

  • преобладание отрицательных эмоций, страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регрессия речевых навыков ребенка;
  • снижение двигательной активности или наличие гиперактивности.

Очень часто детский организм не может самостоятельно справиться с такой стрессовой ситуацией и… ребенок заболевает…

Адаптация ребенка к детскому саду

Выделяют 3 вида адаптации к детскому саду:

  • легкая (длится 15-30 дней);
  • средняя (30-60 дней);
  • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

По мнению психологов, большинство детей, поступающих в детский сад, переживают среднюю или тяжелую форму адаптации.

Как помочь малышу в этот сложный для него период времени? Что же необходимо делать родителям? Каковы основные «секреты» адаптации?

На наш взгляд, самое главное – золотое правило адаптации – сделать так, чтобы ребенок сам захотел пойти в детский сад. Родителям необходимо «зародить» желание ребенка побыть хотя бы какое-то время в группе детского сада, поиграть с ребятами, пообщаться с воспитателем. Если это желание будет исходить от самого ребенка, то для него адаптация не будет являться стрессовой и не повлечет за собой длинный «хвост» негативных последствий.

Адаптация ребенка к детскому саду

Для того, чтобы желание пойти в детский сад все-таки возникло у малыша, предлагаем воспользоваться следующими простыми советами:

1. Готовьте ребенка к детскому саду заранее.

Играйте в «детский сад» дома. Можно из кубиков или конструктора собрать основные зоны группы детского сада: раздевалку, спальню, игровую, туалет; взять игрушки (обязательно маму и ребенка), и проигрывать различные ситуации в детском саду: приход в детский сад, расставание с мамой, прием пищи, игры с ребятами, прогулка…

Разговаривайте дома о детском садике с ребенком. Рассказывайте различные истории о детском садике, о режиме дня, о детках, но не обманывайте ребенка – будьте реальными, не обещайте «райской жизни» в детском саду.

Соблюдайте режим дня детского сада.

Адаптация ребенка к детскому саду

Приучайте ребенка к самостоятельности. В младшей группе детского сада (от 3 до 4 лет) ребята должны уметь самостоятельно:

  • мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем;
  • кушать ложкой и вилкой;
  • ходить в туалет (в садике стоят маленькие унитазики);
  • одеваться;
  • обуваться;
  • играть самостоятельно.

Расширяйте круг общения вашего ребенка. Активно ходите в гости, ездите к бабушкам и дедушкам, играйте с детьми на детской площадке – вам необходимо научить ребенка находиться в окружении людей.

2. Привыкать к детскому саду ребенок должен постепенно.

Не спешите оставлять ребенка в группе детского сада на длительный срок, даже если он там себя замечательно ведет и не плачет. Помните, что привыкание должно быть постепенным, проходить естественно и БЕЗ ВНЕЗАПНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ МАМЫ!!! В первый раз можно прийти на прогулку с ребятами, во второй раз можно зайти в раздевалку в группе детского садика и положить туда свои вещи, в третий раз можно позавтракать вместе с ребятами… Выделяйте как минимум 15-30 дней на адаптационный период. НЕ СПЕШИТЕ!!! А также постарайтесь НЕ ИСЧЕЗАТЬ ИЗ ДЕТСКОГО САДА БЕЗ СОГЛАСИЯ РЕБЕНКА (возможно свое согласие он вам даст на 10-й приход в детский сад… подождите…).

Адаптация ребенка к детскому саду

3. Твердо знайте и верьте в то, что все будет хорошо, у вашего ребенка все получится!

Желаем вам успеха в нелегком деле адаптации!

P.S. Советуем почитать: Русаков, А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. С. 6.

Важные правила по безболезненной адаптации ребенка

Ниже представлены несколько простых, но важных правил, которые нужно соблюдать в адаптационный период:

Важные правила по безболезненной адаптации ребенка
Важные правила по безболезненной адаптации ребенка
  1. Нельзя подгонять малыша, для него детский сад — это сильный стресс. Новое окружение, неизвестные предметы, новые социальные роли — все это может повергнуть ребенка в шок, и в такой ситуации важно, чтобы он постепенно испытал погружение в этот новый для него мир.
  2. Обязательно кормите сына (дочку) дома в первую неделю посещения детского сада, так как малыш из-за стресса может отказаться есть в незнакомой обстановке.
  3. В первую неделю один из родителей имеет право находиться рядом со своим ребенком для улучшения адаптации. Воспользуйтесь этой возможностью и вместе с малышом попытайтесь окунуться в мир детсадовской жизни, вместе познакомьтесь с воспитателями, помогите познакомиться с детьми, поддержите его (ее) в том, чтобы начать контактировать с детьми.
  4. Обсудите все, что он (она) увидели во время прогулки или посещения здания детского сада. Попробуйте разделить впечатления о воспитательнице или об играх, попытайтесь настроить ребенка на позитивный лад, указывая на хорошие и увлекательные вещи, которые происходили в детском садике.
  5. Ни в коем случае не следует пугать ни невкусной кашей, ни злыми детьми, ни строгими преподавателями. И самим родителям следуют не выказывать беспокойство насчет выбранного детского сада при ребенке. Не стоит забывать, что дети — это отражение родителей, они полностью уподобляют свое поведение и реакцию под реакцию старших.
  6. Попытайтесь постепенно адаптировать сына (дочку) к самостоятельной деятельности: через неделю можно попробовать оставлять ребенка в детсаду на утренние и вечерние прогулки, чтобы он привык к тому, что мама или папа не всегда могут быть рядом.
  7. Нужно начинать постепенно приучать ребенка к детсаду. Лучше всего для начала водить малыша на дневную и вечернюю прогулку, чтобы ваш отпрыск познакомился с воспитателями, детьми, но излишне не нервничал из-за того, что оказался в незнакомом окружении надолго.
  8. В течение вечерней прогулки важно, чтобы ваше чадо увидело, что за детьми приходят мамы\папы\бабушки\дедушки\родственники и забирают их домой.
  9. На второй неделе попробуйте оставить ребенка на время, но уже без материнского присутствия. Оставляйте ребенка на обед, и на первых порах можете быть рядом с малышом.
  10. Если адаптация в детском саду прошла относительно успешно, то уже на 3-4 неделе карапуз сможет спокойно оставаться в саду на дневной сон, и забирать его можно будет сразу после пробуждения.
Важные правила по безболезненной адаптации ребенка

Виды адаптации

Итак, чтобы легче было понять, что происходит с ребенком, можно условно выделить три типа адаптации:

  1. Легкая. Длится не более месяца. Характерна для большинства детей. Ребятишки постепенно приобретают желание ходить в садик, обзаводятся друзьями. С ними происходят изменения, но носят краткосрочный характер, не вызывают осложнений и болезней.
Читайте также:  Бегония — уход в домашних условиях

Такие малыши:

  • со вниманием осматриваются, когда заходят в садик;
  • слушает воспитателя, смотрит ему в глаза;
  • знакомится с ребятишками;
  • эмоционален, но в меру;
  • спокойно относится к распорядку дня;
  • настроение стабильное;
  • может играть сам с собой, с игрушками;
  • способен обратиться к воспитателю при необходимости;
  • доброжелателен ко всем вокруг него;
  • слышит и учитывает замечание, либо похвалу.
  1. Средняя. Длится от месяца до полутора. Такая адаптация может сопровождаться болезнью, но без сильных последствий. Обычно это ОРВИ, ОРЗ. Тем не менее, контроль врача в данный период важен.

Ребенок в этой группе:

  • общается, если воспитатель ему приятен;
  • без срывов реагирует на критику;
  • после того, как осмотрится, привыкнет к другим детям, способен играть с ними;
  • возможны нарушения ребенком правил в качестве проверки реакции на это со стороны взрослых.
Виды адаптации
  1. Тяжелая. Малыш болеет не просто простудой, а получает нервный срыв. Что, конечно, не есть хорошо.

Такие дети:

  • замкнуты;
  • отказываются разговаривать или делают это лишь при родителях;
  • не в состоянии играть в продолжительную игру;
  • не могут выбрать одну игрушку;
  • пугаются, отстраняются, особенно если слышат замечание в свой адрес.

Последний случай адаптации наиболее нуждается в помощи не просто родителя, но и психолога, педиатра, изредка и невропатолога. Вовремя обратиться к специалисту – помочь малышу преодолеть проблемы коммуникации и скорректировать модель его поведения, что положительно скажется и на дальнейшем детском развитии, взрослении.

Тем не менее, типы адаптации носят весьма условный характер. Все дети – уникальны, у каждого из них привыкание к условиям садика пройдет по-своему. Кто-то и вовсе адаптируется за неделю, а кому-то придется потерпеть полгода.

Сроки адаптации зависят:

  • От благоприятности семейной обстановки, уровня родительской поддержки малыша
  • От общего состояния здоровья ребенка
  • От темперамента детей. Как правило, быстрее других адаптируются общительные сангвиники, затем довольно стабильны флегматики, чуть медленнее приспосабливаются взрывные холерики и эмоциональные меланхолики.

Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Инфоурок › Дошкольное образование ›Статьи›Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Одним из важнейших условий адаптации ребенка в детском саду является мотивация ребенка ходить в детский сад и степень готовности к этому родители. Зачастую родители беспокоятся больше, чем сам ребенок.

В целях предупреждения негативных эмоций не следует показывать малышу свое беспокойство, а тем более негативно отзываться о детском саде в присутствии ребенка. Необходимы согласованные действия родителей и воспитателей.

Родителям следует понимать значимость детского сада в жизни ребенка и проводить с ребенком предварительную работу.

  • Проконсультируйтесь у психолога по вопросам адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
  • Необходимо создать положительный образ детского сада в представлениях ребенка.
  • Рекомендуется за несколько дней до поступления в детский сад познакомить с ним малыша: показать ему игровую комнату, прогулочный участок, понаблюдать за деятельностью других детей в детском саду.
  • Родителям нужно заранее создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям жизни дошкольного учреждения. Он должен привыкнуть спать, кушать, играть, гулять именно в те часы, которые приняты в данной возрастной группе детского сада (а это надо выяснить в том учреждении, куда пойдёт

ребёнок).

  • Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Приучайте ребенка самостоятельно убирать за собой игрушки.
  • Ребёнок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду: приведите его вначале на 2 часа, постепенно увеличивая его пребывание в детском саду до обеда, и только потом оставляйте на целый день.
  • В первые дни объясните ребенку, что оставляете его на несколько часов и обязательно за ним придете.
  • Не затягивайте расставание, ведь своим присутствием вы только дразните ребенка и продлеваете его переживания.
  • Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не пугайте ребенка своими слезами и нервозностью. Ведь ребенку необходима ваша поддержка, а если малыш видит тревогу мамы при расставании, то у него складывается неблагоприятное впечатление о детском саде.
  • Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
  • Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
  • Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях ребёнка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход.
  • Ребёнок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени и отчеству). Учите его тому же.
  • Не пугайте ребёнка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.
  • Прислушивайтесь к советам воспитателей, так как они с вашим ребёнком находятся большую часть времени и готовы помочь вам.
Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Итак, первая роль в подготовке ребёнка к детскому саду отводится, конечно, родителям. Нужно учитывать все эти факторы, все эти условия при подготовке ребёнка. Если это сделать правильно и тактично, то адаптация ребёнка к детскому саду пройдёт значительно легче.

Читайте также:  Как почистить светлые угги в домашних условиях

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку
Роль родителей в успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Разговаривайте с ребенком

После того, как заберете малыша из группы, обязательно поинтересуйтесь, как прошел его день, что нового он узнал, с кем играл. Старайтесь акцентировать внимание на позитивных моментах, чтобы у ребенка садик вызывал только положительные ассоциации. Проведите вечернее время вместе, раньше уложите кроху спать, прочитайте сказку на ночь. Перед этим вместе выберете одежду, в которой ребенок пойдет в садик. Пускай малыш сам решит, с какой игрушкой отправится завтра.

Каждый ребенок переживает адаптацию к детскому саду индивидуально. Никто не знает, насколько затянется период привыкания у вашего ребенка. Приложите все усилия, чтобы малыш прошел новый этап в своей жизни легко и быстро.

Оставить комментарий

Адаптация ребенка 2-лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями – ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.