5 советов по выбору репетитора для ребенка

Отзывы публикуются с согласия Слушателей, прошедших обучение в нашем институте.
По завершению курса, выпускники заполняют короткий опросник  (оригинал размещён на этой странице).
Сохранены оригинальные орфография и пунктуация. 

Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть»,  это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то  что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто – мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и  исправления наших ошибок.

Почему возникает конфликт учителя и ученика?

В отдельных сферах, появившихся недавно (компьютерная техника, мобильные телефоны и т.д.), ученики зачастую разбираются лучше преподавателей. Причем изменения в новых сферах весьма стремительны и радикальны (появление широко распространенного мобильного интернета, к примеру, произошло буквально в течение последних 5-10 лет), и взрослому человеку очевидно сложнее отследить и освоить подобные вещи, чем школьникам, по большому счету, не знающих иной реальности.

Поэтому авторитет преподавателя, а с ним и уважение, для ребенка, понимающего, что в отдельных областях ученик компетентнее учителя, начинает разрушаться.

Второй момент, заслуживающий внимания — позиция родителей. Зачастую родители, в силу разных причин, транслируют детям весьма негативную оценку учителей, что вредит и авторитету конкретного преподавателя, и педагогов в целом. Необязательно это постоянное осуждение действий преподавателя, достаточно нескольких неосторожных реплик, сказанных при ребенке, и уважение к учителю сильно пошатнется.

Третий момент — постепенное изменение в стилях воспитания. Не секрет, что на сегодняшний день в школах остается множество педагогов так называемой “старой закалки”, склонных к авторитарному стилю общения с учениками. Притом необязательно данные преподаватели относятся к пожилому возрасту, в силу описанных выше причин, школа — весьма консервативный институт, и изменения внутри школы идут гораздо медленнее, чем в обществе, и порой сравнительно молодые педагоги используют подобную манеру взаимодействия со школьниками. Одновременно, значительное количество семей стало отходить от авторитарного стиля к демократическому. В итоге ребенок, привыкший в семье к большей степени свободы, начинает испытывать дискомфорт и, в силу естественных причин, у школьника зарождается внутреннее неприятие; пропадает уважение к учителю.

Выберите подходящее время

Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.

Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.

Травмы светской школы

— Много лет назад про­то­и­е­рей Алек­сей Умин­ский, рас­суж­дая на тему «идти или не идти в пра­во­слав­ную школу», ска­зал, что в свет­ской школе дети чув­ствуют себя муче­ни­ками, потому что все время должны отста­и­вать свое право носить крест, молиться перед едой и вообще верить в Бога. Но сей­час такого кон­фликта уже нет. И веру­ю­щие дети сво­бодно могут испо­ве­до­вать свои прин­ципы в госу­дар­ствен­ной школе.

— На самом деле эта про­блема все равно оста­ется. Потому что дети — народ жесто­кий. И если в классе появ­ля­ется тот, кто отли­ча­ется от осталь­ных, боль­шин­ство обя­за­тельно сфо­ку­си­рует вни­ма­ние на этом отли­чии: будет ли ребе­нок мусуль­ма­ни­ном, или ходить в дру­гих шта­ниш­ках, или при­хра­мы­вать на одну ножку, или кре­ститься перед едой.

Есть и еще один важ­ный момент: о чем дети раз­го­ва­ри­вают, чем делятся, кто их дру­зья. Ребе­нок впи­ты­вает все как губка. Я рабо­таю со сту­ден­тами. Это повзрос­лев­шие дети, пере­сту­пив­шие под­рост­ко­вый порог. И я наблю­даю, как рабо­тает этот прин­цип. Если мы даем сту­ден­там хоро­шее и свет­лое, напол­няем инте­рес­ным в инте­рес­ной для них форме, — зна­чит все будет нор­мально и мы выпу­стим хоро­ших спе­ци­а­ли­стов. Если нет, то «свято место пусто не бывает». И пустота непре­менно запол­нится вся­кой дрянью.

Читайте также:  Как и когда рассказать старшему ребенку о вашей беременности

То же самое с малень­кими детьми и под­рост­ками. Они — малень­кая губка, гото­вая впи­ты­вать и при­ни­мать. В какой среде они ока­жутся, такие цен­но­сти у них и сформируются.

«А почему плохи нар­ко­тики? — Попро­буй». «А почему плохо поку­рить? — Попро­буй». Ну очень трудно малень­кому чело­вечку высто­ять и найти в себе слова: «Потому что это грех». А что такое грех? Откуда ему это знать? Кто объ­яс­нит? Чтобы высто­ять перед иску­ше­ни­ями, нужно быть силь­ным испо­вед­ни­ком. Мы рас­тим детей в лоне Церкви, ста­ра­емся вос­пи­тать стой­кими. Для этого и нужна среда, по край­ней мере в школе.

— А вос­крес­ная школа? Разве не может она стать альтернативой?

— Нет. Это же школа по вос­кре­се­ньям. А осталь­ную неделю ребе­нок нахо­дится в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, где, напри­мер, очень рано начи­нают обсуж­дать сек­су­аль­ные вопросы, что трав­ми­рует детей. Даже речь, кото­рую мы слы­шим в обыч­ной школе, сильно отли­ча­ется. Это упро­щен­ный язык, при­бли­жён­ный к набору слов Элочки Людо­едки. В пра­во­слав­ной школе все-таки иначе. У детей здесь на слуху цер­ковно-сла­вян­ской язык, и зна­чит глу­бина зале­га­ния рус­ского у них будет совер­шенно другая.

— Неко­то­рые роди­тели рас­счи­ты­вают, что сами смо­гут дать ребенку такой пози­тив­ный заряд, чтобы и в свет­ской школе он чув­ство­вал себя комфортно.

— Как пра­вило, не хва­тает этого заряда, а риск, что ребе­нок в свет­ской школе полу­чит массу пси­хо­ло­ги­че­ских травм, очень велик. Впро­чем, если роди­тели уве­рены, что семья настолько силь­ная, что смо­жет защи­тить ребенка от всех воз­мож­ных соблаз­нов школы, то к этому нужно отно­ситься как к выбору.

Но есть и дру­гие про­блемы в обыч­ных свет­ских шко­лах. Пер­вая из них — детей усред­няют, иначе педа­гоги про­сто не спра­ви­лись бы с клас­сами. Классы боль­шие, про­граммы слож­ные. Надо всех прес­со­вать, нужно вво­дить сорев­но­ва­тель­ный момент: кому пятерку, кому двойку. А это также трав­ми­рует детей.

Между тем, дети рано начи­нают осо­зна­вать свою осо­бен­ность. И если у них это чув­ство заби­вать, — насмеш­ками ли одно­класс­ни­ков, прес­син­гом ли педа­го­гов, — на выходе мы полу­чим чело­века, кото­рый не будет знать себя. Чело­век не сумеет сде­лать пра­виль­ного выбора, чем ему в жизни заниматься.

Сколько детей по окон­ча­нии школы гово­рят, что у них нет ника­ких выра­жен­ных стрем­ле­ний! Но это не зна­чит, что стрем­ле­ний дей­стви­тельно нет, это зна­чит, что у них не было воз­мож­но­сти узнать себя. Что их вырав­ни­вали под сред­нее, не дали понять, где плос­кость их инте­ре­сов, где их силь­ные сто­роны, где их лич­ный путь.

Дру­гая боль­шая про­блема — сей­час из школ и вузов ухо­дит вос­пи­та­тель­ная функ­ция, кото­рая до этого здесь была. Оста­ется одна — инфор­ма­тив­ная. Есть ком­пью­тер, ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии, ком­пью­тер­ное тести­ро­ва­ние и обу­ча­ю­щие про­граммы: сел, поза­ни­мался, на тест отве­тил и пошел. И роль чело­века, педа­гога в этом про­цессе, кото­рый нам пыта­ются навя­зать, не вполне ясна. А между тем, эта роль должна быть реша­ю­щей. Чтобы учиться, нужна моти­ва­ция. Создает ее тот, кто пере­дает тебе зна­ния — учи­тель. Так про­ис­хо­дит вос­пи­та­ние. И если учи­тель выклю­чен из этого про­цесса, то наше буду­щее — это айтиш­ники, кото­рые живут в вир­ту­аль­ной среде и для кото­рых реаль­ной жизни про­сто не существует.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребёнка

Где искать репетитора?

Вариантов подбора репетитора много: через знакомых, коллег, родственников, в интернете на форумах. Преимущество — будут известны реальные отзывы, недостаток — небольшой выбор кандидатов.

Можно попросить школьного учителя дополнительно позаниматься с ребенком. К такому варианту прибегают, если уверены, что педагог хороший.

Совет: лучший вариант — посетить специализированные биржи с анкетами преподавателей. На сайте указывается профильная направленность, профессионализм репетитора, стоимость занятий.

На форумах можно собрать отзывы в режиме онлайн, посмотреть дипломы преподавателя. Независимо от способа выбора можно договориться о пробном занятии для оценивания уровня образования, методах обучения.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.