5 причин «троек»: почему ребёнок плохо учится и как ему помочь

Приветствую вас, дорогие мои читатели! Если у вас в семье имеются детки школьники, то эта статья окажется для вас весьма полезной. Ведь здесь мы рассматриваем проблему нежелания учиться в школе. А с ней, увы, рано или поздно сталкиваются почти все родители. Почему ребенок не хочет учиться в школе? Ответов на этот вопрос есть множество. К счастью, и способов решения проблемы если ребёнок не хочет учиться тоже немало!

Почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе?

Психологи и родители выделяют три основных причин, почему ребенок не хочет заниматься подготовкой к школе:

  • Не пришло время. Ребенок психологически не готов к занятиям. Если в этот период родители настоят на своем и начнут принуждать учиться, то это вызовет лишь протест. Карточки, книжки и прочие атрибуты превратятся во врагов. Впоследствии изменить отношение ребенка будет крайне сложно.
  • Неверно выбранная форма занятий. Многие детки к 6 годам еще не наигрались. Им не хочется тратить время на скучные занятия. Поэтому есть смысл подстроиться под ребенка и выбирать такие методы обучения, чтобы вызвать у него интерес.
  • Психологическая травма. И родители, и психологи приводят много примеров, когда ребенок после нескольких занятий перестает проявлять интерес и все упорнее отказывается посещать уроки в развивающем центре или подготовительные курсы в школе. Что-то не получается и он чувствует себя хуже других, от этого появляется нежелание продолжать.

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Причина — возрастные особенности

Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей, дети направлены на саморазвитие. Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.

Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.

Подобных чувств не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.

Причина - возрастные особенности

Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до 7 класса. В 8 классе количество отличников и хорошистов резко падает.

Читайте также:  9 важных правил ухода за комнатной фиалкой

Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.

Не ругайся с мужем

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике – единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка – невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, – это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Отдых имеет место быть

Отдых — это важная составляющая всего процесса получения знаний. Если мозг взрослого человека и его нервная система довольно часто страдают от ежедневных нагрузок, то что можно говорить о маленьком человечке? Начальная школа — это важный этап в жизни каждого ребенка.

Психолог Константин Довлатов говорит только если заинтересовать и поддерживать ребенка можно добиться интереса со стороны ребенка, а если школьник испытывает давление со стороны родителей и учителей, то естественно будет реакция обратная — сопротивление и негативизм:

Для него это не только захватывающее приключение в новом мире с новыми людьми, но также очень стрессовый момент, выход из зоны комфорта. И учитывая тот факт, что сам процесс получения знаний — нелегкое дело, то вывод напрашивается сам: отдых просто необходим.

Задача родителей — помочь своему ребенку с легкость войти в этот период и пережить его. Когда он приходит со школы домой, дайте ему возможность расслабиться. Он и так эмоционально перегружен, поэтому не стоит сразу же проверять его успеваемость по предметам, листать его дневник, хвалить/ругать за оценки и усаживать за стол делать домашнее задание. Как известно, из-за усталости никогда не получается сделать работу на «отлично». Что изменится, если сделать это, допустим, через 2 часа? Не упоминать учебу, а просто провести время с ним или дать ему возможность пойти поиграться с друзьями.

Рекомендации по работе со школьниками разного возраста

Малыши чаще всего не желают рано просыпаться, боятся «грозного» учителя. Еще им порой сложно усидеть спокойно на месте, целых 40 минут урока. И это бывает не только в 6, но и в 8 лет. Что же делать? Очень важно в самом начале облегчить адаптацию: разрешить брать в школу любимую игрушку, положить в ранец вашу общую фотографию. Еще желательно заранее смотреть позитивные мультфильмы о школе, и рассказать крохе, что его ждет впереди.

Читайте также:  6 советов как организовать домашний офис

Дома можно играть «в школу», прорабатывая роли ученика и учителя. Ругать первоклашку за плохие оценки или нюансы поведения нельзя ни в коем случае. А вот поощрять его можно – например, походом на каток или аттракционы.

Что делать, если школьник не желает делать уроки и ходить в среднюю школу? Речь идет о школьниках примерно с 9 до 12 лет. В этом возрасте формируется свое «я», ребенок проявляется, как личность. И может из-за этого конфликтовать и с учителями, и с одноклассниками. Вот какие советы помогут:

  • вначале надо откровенно, доброжелательно поговорить, чтобы выяснить, в чем причина;
  • имеет смысл обсудить все с учителем, услышать его мнение и советы;
  • важно всегда искренне хвалить школьника за его успехи;
  • помочь ему выбрать занятие по душе, вне школы, любимую секцию, но с условием, что он будет посещать школу;
  • можно вместе определить, какие предметы ему более интересны, и в чем он готов стараться.

Как решить проблему со старшеклассником? Школьники возрастом с 13 до 17 лет чаще всего не хотят учиться и делать уроки потому, что предметы кажутся им неинтересными. А учеба в целом – бессмысленной тратой времени. Здесь важно много общаться, выяснять, как ребенок видит свое будущее? Чем он хочет заниматься, и какие навыки ему для этого нужны? Что ему действительно интересно, а что нет.

Не нужно забывать о стимулировании реального интереса школьника к учебе. Если и это не помогает, может понадобиться консультация психолога.

Дельные советы психолога о том как быть если ребенок не хочет учиться и делать уроки на видео:

ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: “Хватит раскидывать игрушки!”
  4. Вы много говорите. Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений.  Если ребенок балуется, нужно сказать “Этого делать нельзя!”, а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос. Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу “не”. Просьбы с приставкой “не” действуют на ребенка наоборот, потому что “не” восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: “Не лезь в лужу” на альтернативные варианты, например: “Давай обойдем эту лужу по травке!”

Читаем также: 10 причин плохого поведения детей

Условия использования материалов, размещенных на Портале

Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.

Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.

Распространяется бесплатно.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых

Успешны не те, кто всё знает, а те, кто знает, где искать и как соответствовать. Успешен психически стабильный человек, жизнерадостный и самообучаемый. И вот именно понятие успешности как раз и нужно качественно разъяснить ребёнку. Нужно объяснить ребёнку выгоду успешности, сделать её мотивацией.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Обязательно знать, что для того, чтобы быть успешным в классе, нужно с пониманием относиться к труду учителя.

Важен момент именно чувствования, что человек тоже может быть несчастен, заложником обстоятельств, раз выражает недовольство. Но ни в коем случае это не должно перетекать в заискивание или не попирание своих интересов.

Просто иногда для поддержания хорошего «имиджа» нужно поднапрячься и сделать хорошую объёмную работу, чтобы успокоить неусыпный учительский контроль. Нужно прочесть хотя бы на перемене параграф и вовремя поднять руку. Поусердствовать на контрольной, между делом выполнить (да даже если и списать!) домашнее задание.

 И вот реально таким образом по крайней мере в средних классах можно учиться не наматывая ни себе ни педагогам нервы на кулак.  Это не иллюзия образования, это тот самый баланс, когда не пересекаются ничьи границы. И это, в общем-то, неплохой вариант, чтоб всем участникам школьной эпопеи сохранить себя.

Если ребенок не хочет учиться, что делать? — советы бывалых

Оставьте свои страхи при себе!

Тем, кого не устроил предыдущий абзац, предлагаю задать себе вопрос, а чего вы, собственно, боитесь? Вырастить невежду? Обнаружить свою непримиримость к тройкам? Боитесь то, что будете мямлить, пытаясь смягчить пилюлю «несоответствия» вашего ребёнка школьным идеалам в разговоре с другими людьми?

Так будьте честны и не прикрывайте свои страхи в виде внутричерепных тараканов разговорами о важности школьного образования для дальнейшего жизненного успеха ребёнка.

Это всё – ваше, нажитое травмирующим опытом, и к реальности, тем более реальности новых детей, не имеет совершенно никакого отношения.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям». Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога. Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.