40 увлекательных занятий на развитие мелкой моторики рук у детей

Особенности Нормы Отклонения Диагностика Методики развития

Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Чистить вареное яичко

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Этапы развития

«В соответствии с поэтапным развитием нервной системы малыша происходит и становление мелкой моторики. Примерно в возрасте трех месяцев ребенок «находит» свои ручки. Сначала он тянет кулачки в рот, затем осваивает захват: сначала грубый (берет предметы всей ладошкой), затем более тонкий и, наконец, примерно к году, пинцетный – может взять маленький предмет всего двумя пальцами, большим и указательным», − говорит педиатр Ирина Сусенкова.

Существуют определенные стандарты развития мелкой моторики. Конечно, они достаточно условны (что-то ребенок начнет делать чуть раньше, что-то чуть позже), но позволяют сориентироваться в выборе тех или иных игрушек или занятий и понять, на что стоит обратить внимание.

1–3 месяца Сжимает и разжимает кулачки, рассматривает ручки, играет пальцами, подносит ручки ко рту. Непроизвольно на несколько секунд может схватить игрушку, а затем отпустить ее.

4–6 месяцев Интересуется предметами, тянет к ним ручки, может схватить и непродолжительное время держать в руках, может недолго трясти погремушкой, вложенной в руку. Может свести ручки по средней линии, любит рассматривать их, а также играть с собственными ножками. Все предметы тянет в рот.

7–9 месяцев Учится хлопать в ладоши, может не только взять предмет одной или сразу двумя руками, но и переложить из одной руки в другую. Может захватить предмет только пальчиками.

10 месяцев – 1 год Постепенно учится точному захвату – может брать все более мелкие предметы кончиками пальцев. Любит рассматривать предметы, вертеть в руках, бросать.

1–1,5 года Может взять даже самые мелкие предметы: крошки печенья, фасолинки, бусины (пинцетный захват). Ставит кубик на кубик, катает машинки, любит разъединять и соединять предметы (пирамидки, доски с вкладышами или колышками), стучать предметами друг о друга, раскручивать и закручивать крышки, рисовать пальцами.

1,5–2 года Может начать рисовать карандашом «каракули», вертикальные и горизонтальные линии, листать книги, разворачивать и заворачивать игрушки (например, «укладывать спать» в одеяле куклу или мягкую игрушку).

2–2,5 года Строит башни из 5 и более кубиков или стены из многих деталей конструктора. Любит пересыпать крупу или переливать жидкости из одной емкости в другую, складывать мелкие предметы в ящик с отверстиями. Начинает рисовать окружности, умеет складывать бумагу, возможно, учится резать ножницами.

2,5–3 года Пока не очень ровно, но старается обводить карандашом по контуру квадрат или круг, может рисовать пересекающиеся линии (крестики). Осваивает лепку: мнет и раскатывает пластилин, делает «колбаски» и шарики. Играет с мячом, может поймать катящийся или аккуратно брошенный мячик.

После трех лет происходит отработка и совершенствование всех навыков, причем предела совершенству не существует – стоит только посмотреть на игру великих музыкантов.

Для некоторых детей, склонных воспринимать окружающий мир тактильно, принцип «потрогать, чтобы понять», действующий в раннем возрасте, сохраняется и в дальнейшем. Например, для того чтобы научиться читать, им нужно некоторое время порисовать, повырезать или даже полепить из пластилина буквы, а в школе им проще запоминать то, что они собственноручно записали.

Как формировать навык у малышей младшего дошкольного возраста (4-лет)?

Чтобы помочь ребенку с формированием моторики пальцев рук, не нужны сложные игрушки или дорогие приспособления.

Необходимо выполнять простые упражнения и систематически производить массаж кистей рук. Нужно постоянно следить за овладением ребенком простыми умениями – держать чашку или вилку.

Дошкольникам нравится рисовать, лепить – это для них своеобразный способ познания мира. Зная, какие игры увлекают ваше чадо, можно с легкостью придумать интересные развивающие занятия. Детям 4-5 лет ловкие пальчики помогают освоить много новых и увлекательных игр.

Как формировать навык у малышей младшего дошкольного возраста (4-лет)?

Приведем некоторые из них:

  1. предложите ребенку при помощи нитки и иголки собрать бусы из шариков фольги;
  2. изготовление поздравительных открыток к Новому году;
  3. наматывание нитки на катушку;
  4. придумайте игры с прищепками, пинцетами, пипеткой;
  5. наклеивание мелких наклеек, игры с детскими ножницами;
  6. помогите собрать мозаику, складывать цветные кубики;
  7. подскажите ребенку, как подобрать крышечки к баночкам;
  8. вместе с ребенком рисуйте зубной пастой на окнах морозные узоры.
Читайте также:  Дальше без Джонни Деппа. Почему актер ушёл из «Фантастических тварей»

Важно! Занятия необходимо проводить систематически на протяжении 10-15 минут, желательно под музыку или в сопровождении детских стихов.

Упражнения для развития моторики у детей от года

Берем 1 кг гороха и высыпаем его в тазик. Берем в руки два стаканчика и показываем ребенку, как можно пересыпать горох из одного в другой. Постепенно усложняя задание, можно добавить к этому набору ложку и наполнять стаканчики ею.

Также вместо гороха можно использовать манку (можно и сахар, но если ребенок его распробует, будет вовсе не до обучения =)) и «закопать» в нее, например, игрушки от киндер-сюрпризов. Задача малыша – найти спрятанные предметы и отложить их в сторону, чтобы они не попали в стаканы.

Переливать из сосуда в сосуд можно и воду вовремя купаний в ванной. Это особенно полезно в том случае, если водные процедуры не нравятся малышу, так как данное занятие отвлечет ребенка.

С 1,5 лет можно смело учить ребенка сортировке. Например, во все той же манке «спрятать» игрушки от киндер-сюрпризов и 10 горошин (количество может быть любым: чем больше, тем проще малышу). Попросите малыша по мере наполнения стаканчиков, откладывать в одну сторону игрушки, а в другую – горошины.

Еще одно хорошее упражнение. Оберните 10 бусин из можжевельника (купите соответствующие бусы и распустите их – экологически чисто!) в кальку и расскажите ребенку, что эти «орешки» надо очистить от «скорлупы». В одну тарелочку складываем очищенные «орешки», в другую – «шелуху».

Приобретите рулон ценников и дайте ребенку задачу выложить ими (наклеивая на бумагу) дорожку от зайчика к его домику. Зайчиков, колобков, медвежат, котят и тд можно нарисовать на обычной бумаге, также как и цель — конечную точку импровизированного маршрута (домик, норка, друг зайчика, друг медвежонка). В идеале стремитесь, чтобы ребенок наклеивал ценники как можно прямее и ближе друг к другу.

Упражнения для развития моторики у детей от года

Отличное упражнение на мелкую моторику рук ребенка! Вырежьте из картона круг или просто возьмите ненужный компакт-диск. Обычными бельевыми прищепками покажите ребенку, как можно сделать солнышко. После того как у ребенка получится прикреплять прищепки по кругу (стремитесь, чтобы между прищепками было равное расстояние, и они находились хотя бы примерно под одним углом), солнышку можно дорисовать глазки, ротик и тд.

Одеваем одежду сами! Очень хорошее занятие, приучающее ребенка к самостоятельности и развивающее мелкую моторику. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, завязываем и развязываем шнурки и тд. Кстати, сейчас в магазинах продаются ботинки-манекены, на которых можно очень удобно тренировать столь важный навык.

На каждое занятие необходимо тратить от 5 до 15 минут.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей крайне важно, как для их движений, так и для развития интеллекта. Наверняка, ты обращала внимание, что правильно составленные упражнения для детей развивают одновременно несколько направлений.

Например, из нашей сегодняшней статьи в упражнении с пересыпание крупы и сортировкой подарков и горошин в разные стаканчики, эти самые стаканчики можно выбрать цветными. Подарки складываем в красный стаканчик (мисочку, мешочек и тд), горошины – в синий.

Особенности развития мелкой моторики у детей

Каждому периоду жизни ребенка, начиная с 1 года и до 5 лет, соответствуют свои характерные особенности развития мелкой моторики. Для того чтобы понимать, правильно ли происходит процесс развития и необходимость в корректировке навыков, рекомендуется обратить внимание на приблизительные нормы для каждого возраста.

До 1 года

В период до 4 месяцев малыш пытается научиться справляться с движениями рук, дотягиваться до предметов, которые ему интересны, может отодвигать большой палец на 90 градусов. В таком возрасте ребенок одинаково контролирует как правую, так и левую руку. Многие ищут ответ на вопрос: как повысить иммунитет ребенку, как организовать правильный распорядок дня, как правильно закаливать ребенка, а также как адаптировать ребенка к детскому саду.

У ребенка может быть ярко выраженный рефлекс захватывания чего-либо рукой, но данный процесс происходит неосознанно. Начиная с годовалого возраста, малыш начинает лучше контролировать руки.

Ранее сложные задачи, для выполнения которых задействовались обе руки, теперь даются ему более легко, для их выполнения необходима только одна рука. К примеру, он уже может вполне осознанно схватить игрушку одной рукой, причем чем старше ребенок становится, тем более мелкие игрушки его привлекают.

Важно! К годовалому возрасту в разы возрастает риск обструкции дыхательных путей, так как ребенок старается попробовать все на «зуб», а особенный интерес у него вызывают мелкие детали.

В возрасте 1 года малыши могут перекладывать игрушки из руки в руку, пинают мячик, пытаются переворачивать страницы в книжке.

До 2 лет

Руки ребенку в таком возрасте нужны уже только для того, чтобы играть, так как держаться ими, чтобы ровно сидеть, или удерживаться за опору во время хождения больше не нужно. До 1,5 лет детки также одинаково пользуются обеими руками, а ближе к двум годам определяют доминантную.

Двигать пальчиками ребенок может уже достаточно хорошо, большим пальцем пытается лопать пузыри, рисует, захватывая карандаш всей рукой, может брать кубик сверху пятью пальцами. К двум годам у малыша просыпается интерес к рисованию, но рисует он в основном кружочки, со временем у него начинают получаться вертикальные и горизонтальные линии. Узнайте больше о развивающих играх для двухлетних детей.

До 3 лет

В этом периоде жизни малыша ребенок уже хорошо контролирует туловище и выполняемые движения, для совершения необходимых задач активно пользуется кистью и пальчиками, последние становятся еще более послушными. Ребенок для захватывания кубика пользуется уже не пятью, а тремя пальчиками.

Читайте также:  Организация необычной свадьбы: стиль бохо или богемный шик!

После двухлетнего возраста манера рисования меняется, он держит карандаш перпендикулярно листу, у него хорошо получается рисовать круги, линии, пытается сложить из них какой-то рисунок.

К трем годам ребенок уже может использовать ножницы и разрезать лист бумаги на несколько частей. Большой интерес у малыша вызывают игры в песке, он уже способен аккуратно насыпать его в ведерко, лепить куличики.

До 4 лет

В этом возрасте малыш в процессе работы использует обе руки, к примеру, основной рисует, вспомогательной придерживает листик. Малыш пытается рисовать более сложные рисунки, может перерисовывать простейшие фигурки, которые увидел в книжке, у него получаются практически ровные вертикальные и горизонтальные линии. Ему удается лучше справляться с ножницами — резать по нарисованным линиям. Малыш может строить небольшие башни из 3-5 кубиков. В этот период ребенок уже уверено пользуется пальчиками, может взять указательным и большим пальцами мелкую крошку или бусинку со стола.

До 5 лет

Выполнение необходимых движений осуществляется уже исключительно кистью, ребенок отлично раскрашивает рисунки, не выходит за контур, ножницами ребенок пользуется уже достаточно уверено, может без труда вырезать простые геометрические фигуры.

К 5-летнему возрасту ребенок уже уверено удерживает карандаш, как взрослый — тремя пальцами, это является признаком готовности к освоению письменных навыков, рисунки становятся более понятными, ребенок уже достаточно хорошо рисует людей, деревья, тучки, солнышко и другие простые элементы. Рекомендуем почитать о том, что делать при кризисе одного, трех и семи лет, а также о том, что должен знать и уметь ребенок в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 лет.

Особое место в данном возрасте занимает конструктор и пазлы. Если раньше соединять элементы в одну картинку не совсем получалось, к пяти годам ребенок уже может сложить небольшую картинку самостоятельно.

Развитие мелкой моторики у детей 1-года

  1. Переливание воды из одной емкости в другую.
  2. Перебирание бусинок, круп. Начните с крупных, постепенно будете переходить на детали мельче. Бусинки и крупы можно раскладывать в разные баночки по цветам/размерам/сортам, либо вдавливать в заранее приготовленную аппликацию из пластилина. Очень увлекательное занятие – сделать ожерелье из макарон. В домашнем рационе каждой семьи присутствуют блюда из макаронных изделий. Но их не только есть можно – ими можно играть с пользой. Да-да! Бантики, звездочки, спиральки, перья, ракушки и колесики. Можно поклеить панно, можно сделать цветочек, снежинку, а можно покреативить и сделать авторское ожерелье. Тренируя координацию детских движений, научите малыша нанизывать на плотную нитку макароны. Постепенно, одна за другой, и у вас получится замечательное необычное ожерелье, которое можно раскрасить цветными красками или оставить в том виде, что есть. Сочетайте изделия, миксуйте, дополняйте ожерелье интересными браслетами!
  3. Игрушки-вкладыши, сортеры, матрешка, пирамидка.
  4. Рисование пальчиковыми красками.
  5. Работа с прищепками. Выдайте малышу набор прищепок и картон, покажите, как правильно зацеплять прищепку.
  6. Лепка тестом, пластилином. Научите малыша катать шарики, колбаски, или просто раздавливать их мочками пальцев.

Календарь развития

0-3 месяцев:

Малыш пробует свои первые движения, поворачивает голову, когда слышит мамин или папин голос, шевелит ручками и ножками. Также, малыш пробует держать в руках различные предметы, правда эти движения происходят неосознанно.

3-12 месяцев:

Малыш контролирует движения, одной ручкой может выполнить действие, на которое ранее понадобилось бы использование обеих. Осознанно берет и держит предмет в руке, а начиная с полугода, ребенок сможет брать в ручки более мелкие предметы. Кроме этого в этом промежутке ребенок учится перекладывать игрушку с руки в руку, листать страницы книг, играть с мячом.

1-2 года:

Неплохо сохраняет равновесие, когда сидит, поэтому может пользоваться обеими руками. К 2 годам осуществляет выбор руки, которой будет кушать, писать и т.д. Уверенными становятся движения пальчиками. Двухлетний малыш умеет рисовать простые по геометрии фигуры.

2-3 года:

Календарь развития

Использует в основном кисти и предплечья рук. К трем годам рисует разнообразные линии, кружки, а также пробует раскрашивать рисунки.

3-4 года:

В 3 года свободно пользуется двумя руками, для выполнения заданий. Начинает рисовать более сложные фигуры и рисунки. К 4-м годам может держать карандаш 3 пальцами и осваивать начальные способы письма.

4-5 лет:

Проделывает разнообразные сложные движения только кистью, не используя предплечье. Начинает аккуратно красить раскраски, не пересекая границы рисунка. Умело вырезает круги, прямоугольники и прочие несложные фигуры.

5-6 лет:

Хорошо слаженны движения рук. Ребенок правильно держит ручку и пользуется ножницами, как взрослые (может вырезать предметы любой сложности). Развитие мелкой моторики положительно отражается на последующем обучении в образовательных заведениях.

Диагностика

Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно). Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак — ребро руки — ладонь. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, — именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Мелкая моторика для детей 4-лет

Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.

Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.

В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.

Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.

Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.

Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.

Развивая ловкость рук у маленьких детей, родителям необходимо помнить, что на начальных этапах нельзя принимать ни одного решения о том, как проводить занятия, не побывав на консультации у врача. Даже если малыш бодр и здоров, проявите ответственность, и вы гораздо быстрее и эффективнее поможете малышу развить мелкую моторику, укрепив при этом го память и развив правильную речь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Игры с маленькими предметами по типу бусин, пуговиц и фасоли

До достижения ребенком 5 летнего возраста такие игры должны проходить под тщательным присмотром родителей, чтобы ребенок, повинуясь своим желанием познать, не проглотил мелкий предмет.

Игры с мелкими деталями можно разделить на несколько групп:

  • игры с пересыпанием, когда ребенку предлагается перенести из одной посуды в другую некоторое количество предметов по одному;
  • игры-перебирания, задание состоит в том, что ребенок должен разделить предметы в разные стороны по определенному принципу;
  • игры-массажи, суть заключается в предоставлении ребенку возможности запустить руки в большое количество небольших предметов и перебирать их в свое удовольствие.

Рисование песком и на песке

Развитию мелкой моторики и фантазии способствует такой вид детского творчества как рисование песком и на песке. Возможно, заменить песок на другой сыпучий материал, например, соль или молотый кофе. Этот вид рисования можно предложить ребенку уже в 3 года.

Подготовите небольшую коробку с невысокими бортиками и предложите ребенку поводить пальчиком по насыпанному материалу. Пусть он нарисует небольшие полоски, кружочки, знакомые формы. Вы можете помочь ему, добавить к нарисованному объекту небольшие дополнения: глазки, ушки или ручки. Покажите ребенку волшебство, нарисовав ему веселую рожицу, которая исчезнет под вашими руками.

Для деток 5-6 лет можно усложнить задание и предложить им рисовать, насыпая материал в определенной последовательности на пустую поверхность. Пусть ребенок попробует насыпать песок в форме круга, квадрата и разрешите ему использовать свою фантазию. Уже через короткое время у вашего ребенка начнут появляться целые замки и истории из песка.