10 мультфильмов, которые научат детей обращаться с деньгами

До сих пор среди родителей идут споры — давать ли детям карманные деньги или нет.

Смешарики: Золотое яблоко

Мультфильм о вреде импульсивных покупок и пользе планирования расходов. Герои сюжета — Нюша и Бараш — отправились на рынок со списком покупок. Но Нюша, как девочка более эмоциональная в паре, повелась на яркую рекламу и купила дорогое яблоко. Хотя Бараш ее и отговаривал. В итоге выяснилось, что яблоки можно было взять у Копатыча совершенно бесплатно и в любом количестве — столько их народилось. Нюша сокрушается, что зря потратила деньги, а Бараш реагирует в стиле «яжтебеговорил».

5-лет: не давайте ребенку карманные деньги

В таком возрасте это будет нецелесообразно. У ребенка еще нет к финансам выраженного интереса. Они имеют для него значение только как средство, на которое можно что-то купить. В этом возрасте дети обращаются с деньгами небрежно. Они теряют их или бездумно тратят. У детей еще нет потребности в экономии. Учить их бережливости на этой стадии не имеет смысла.

Бодо Шефер советует родителям провести следующий эксперимент. Попробуйте дать ребенку пару конфет и предложите ему нечто чрезвычайно привлекательное, если он сбережет эти конфеты до вечера. Вероятнее всего, эти сладости «доживут» только до обеда.

Младенцы и дети ясельного возраста

Как привить им финансовую грамотность? Они постоянно заняты: учатся есть, спать, ходить и взаимодействовать с миром. Может показаться, что рассказывать им о деньгах — пустая трата времени. Но все начинается с первого денежного подарка, который они получат при рождении и/или в последующие годы. 

  • Ребенок активно реагирует на цвета и звуки, поэтому попросите родных подарить ему симпатичную свинью-копилку. Пусть внесение денег станет ежедневным или еженедельным ритуалом — так вы сформируете привычку откладывать деньги.
  • Потом переведите сэкономленные деньги на сберегательный счет ребенка и продолжайте привычку вносить деньги в свой домашний банк, а затем делать взносы на сберегательный счет каждый месяц.

Условия передачи данных

Настоящее согласие действует на получение рекламно-информационных материалов о страховых, банковских и иных продуктах через мобильный или стационарный телефон посредством голосовых вызовов или коротких текстовых сообщений (SMS), с использованием Интернет-мессенджеров, на электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете. А также в целях продвижения на рынке товаров и/ или услуг ООО «Информационное агентство «» и/ или третьих лиц, а также предоставления информационно-консультационных и маркетинговых услуг (включая осуществление рекламно-информационных рассылок с использованием sms-сервисов, Интернет-мессенджеров, электронную почту, а также через размещение информации в личном кабинете.

Пользователь может отказаться от подписки на емейл-рассылку, перейдя по ссылке «Отписаться» в нижней части любой рассылки

Когда начинать финансовое воспитание детей?

Формирование финансовой грамотности у детей стоит начать примерно со школы. Дети в 4-5 лет не понимают, что значит «дорого». Часто они не просят, а требуют купить им что-либо. Не стоит за это ругать малыша, он ещё просто не понимает цену деньгам.

Читайте также:  Очиток (Седум): сорта и виды с фото и описанием

Если вы позволяете вашему ребёнку поступать по-своему, то он может начать в будущем манипулировать людьми. Это часто происходят в семьях, где родители так заняты, что откупаются от сына или дочери дорогими вещами. Помните, нет ничего ценнее родительского внимания. Такие дети часто с помощью истерик и слёз добиваются своего. И тут возникает дилемма: с одной стороны, ребёнок, который требует подтвердить вашу любовь к нему, с другой – большой урон по кошельку. И если мама не купит дочери новую игрушку, она чувствует вину перед ней.

Отсюда напрашивается вывод, что иногда нужно твердо отказывать ребёнку. Но при этом нужно спокойно объяснить, почему сейчас вы не купите сыну новую машинку. И никогда не говорите малышу, что у вас нет денег или что вы не будете тратить их на ерунду. Лучше просто уйти из магазина, как только начались слёзы.

Основные этапы финансового воспитания

Чтобы у ребенка не возникло одностороннего отношения к деньгам, как к источнику зла, или, наоборот, только удовольствия, нужно обучение вести сразу по нескольким направлениям.

  • Объясните их важность. Как только дети немного подрастут, можно рассказать им, насколько важно иметь деньги: для оплаты счетов, продуктов, покупки вещей, игрушек. Ребенок должен понять, что наличие средств – гарантия стабильного будущего.
  • Покажите, как они зарабатываются. Если родители работают по найму, можно иногда брать ребенка с собой на службу. Так он поймет, что средства достаются непросто.
  • Дайте попробовать заработать на практике. Если у родителей свое дело, можно дать ребенку возможность выполнить какое-то простое дело, чтобы на себе почувствовать, что деньги не даются просто так. Объясните основы обращения с финансами. Поговорите о смысле зарабатывания и использования денег. О том, как правильно ими распоряжаться и экономить, чтобы хватило на все: на расходы, накопление и преумножение.
  • Покажите, как сохранять финансы. Можно выдавать ребенку для поощрения за работу или достижения в учебе карманные деньги. Потом стоит объяснить ему, как их лучше потратить. Но часть оставить на будущее.
  • Научите преумножать деньги. Предложите ребенку добавлять к сохраненной сумме еще немного каждый месяц. Так он наглядно увидит, как не только сохранить, но и увеличить свои сбережения.
  • Дайте понять, что средства нужно заслужить и заработать. Ребенок должен понимать, что деньги – не самое главное в жизни. И нельзя стремиться заработать их любым способом. Например, используя обман или мошенничество. Средства должны быть заработаны честно. Это приносит стабильность и душевное спокойствие.

  • Научите наслаждаться ими. Покажите полезность накопления. Например, если раньше карманных денег хватало только на один билет на аттракцион «Рыбалка», накопив, можно купить специальный набор домой. А потом играть в любое время, приглашая друзей и родственников.

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Читайте также:  Как делать шоколадное обертывание для похудения в домашних условиях

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

В каком возрасте нужно начинать прививать ребёнку финансовую грамотность?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ведь все дети развиваются индивидуально. Если видите, что ребёнок готов, не медлите. Начинайте с простого и продвигайтесь по мере осмысления материала. Чем раньше вы начнёте обучение детей финансовой грамотности, тем легче им будет усвоить необходимые навыки.

Примерный ориентир по возрасту таков:

  • В 4 года возможно знакомство с деньгами в игровой форме
  • С 5-6 лет можно начинать обучение осознанной трате денег
  • К 7-8 годам ребёнку нужно давать карманные деньги и объяснять, как пользоваться ими
  • С 10 лет можно переходить к более сложным понятиям о банках и электронных деньгах
  • В 12-14 лет пора рассказать чаду о возможностях самостоятельного заработка и инвестирования.

Сколько давать денег и с какого возраста

Гражданский кодекс позволяет совершать мелкие сделки с шести лет, сюда относят каждодневные траты. Например, ребёнок может сам купить хлеб в магазине. В этом возрасте дети уже ищут самостоятельности и могут сказать родителям отойти в сторонку — будто бы юный покупатель пришёл в магазин сам.

Читайте также:  Делаем детскую площадку своими руками на даче, схемы и чертежи

Чем старше ребёнок, тем больше денег ему можно давать. По мере взросления он уже будет чувствовать ответственность за свои финансы.

Сколько давать денег и с какого возраста

Родители должны сами решить, какую сумму давать, исходя из материального положения семьи. Можно спросить, сколько дают его одноклассникам — важен баланс, чтобы ребёнок не чувствовал себя совсем обделённым или слишком богатым на фоне остальных.

Наличные или безналичные?

 — Стоит ли им давать сразу банковскую карточку с каким-то лимитом ежемесячным или все же начинать с наличных денег? — Мне кажется, у детей должна быть и та и другая опция. Наличные деньги еще нужны. Например, расплачиваться в транспорте. Дети должны сами выбирать, в каких случаях им удобнее пользоваться наличкой, а в каких – картой. Собственную карту ребенку можно завести в 14 лет (с согласия родителей). А банковскую карту, привязанную к счету мамы или папы, с любого возраста. Главное, определить лимит суммы на месяц. Все траты вы можете контролировать по sms-сообщениям. — Многим мамам, конечно, привычней выдавать наличные деньги. Но ведь у банковской карты есть множество плюсов. Расскажите о них.  — Плюсов и правда достаточно и, прежде всего, безопасность: деньги ребенок не потеряет, потому что они лежат на карте, и в любой непредвиденной ситуации ее можно заблокировать. Но важно не только выдать банковскую карту на руки ребенку, нужно еще и научить его ей правильно пользоваться. Объяснить, что нельзя пин-код хранить в общем доступе, не нужно устанавливать паролем дату рождения. Рассказать, где ей можно расплачиваться: в торговых центрах, интернет-магазинах, оплачивать участие в олимпиадах и проходить обучение онлайн. Так ребенок получит свой первый опыт общения с виртуальными деньгами. 

— Вы не рекомендуете давать карманные деньги детям раньше 10-12 лет, но ведь знакомить с деньгами детей можно начать раньше?  — Конечно! Я начала приучать детей к деньгам с раннего возраста. Они у меня имели копилки, в которые складывали подаренные родственниками деньги на праздники. И они сами решали потратить их сразу же на какую-то безделушку или копить на более дорогую вещь. Вопрос в осознанности. Понятно, что малыши накопят небольшую сумму и потратят ее на шоколадку — это эмоциональная покупка. А взрослые ребята подойдут к этому уже серьезнее.