10 способов помочь вашему ребенку повысить самооценку

Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.В этой статье узнаете, как повысить самооценку ребенку дошкольного и школьного возраста.

Признаками заниженной самооценки являются:

  • высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
  • высокая чувствительность к критике, обидчивость;
  • нерешительность и страх совершить ошибку;
  • боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
  • необоснованное чувство вины;
  • пессимизм и меланхоличность;
  • враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.

Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.

Как повысить самооценку ребенку

Что необходимо для повышения самооценки у ребенка?

Среди психологов есть убеждение, что необходимо повышать культуру населения. Задача взрослых уважительно общаться с окружающими и с детьми в том числе. В данной статье изложу только ряд приемов, которые повысят самооценку у детей 6-8 лет.

Взрослый всегда должен поддерживать ребенка, когда у того появляется желание делать что-то самостоятельно, если нет угрозы жизни и здоровью ребенка. Говорить ребенку такие фразы: «Конечно, у тебя получится; ты сможешь; если понадобится моя помощь, скажи мне…».

  1. Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся положительно. Когда ребенок хочет кем-то стать, говорим: «Ты можешь стать классным танцором; выдающимся художником; народным певцом; т.д. Так вы сохраните у ребенка желание идти к своей мечте, поставленной цели.
  2. Предлагаю всегда искренне радоваться вместе с ребенком и обязательно хвалить его за отличные, хорошие оценки, когда он сделает интересную поделку, обратит внимание на что-то красивое и необычное, нарисует яркий рисунок…
  3. Произносите такие фразы: «Я тебя очень сильно люблю!», «Я верю в тебя!», «Я горжусь тобой!».
  4. Если вы что-либо подарили ребенку, вы должны понимать, что это теперь его. Вы не имеете права забирать эту вещь у него обратно.
  5. В том случае, если у вас с ребенком налажены доверительные отношения, он может делиться своими сложностями, неудачами. Необходимо проанализировать вместе с ним проблему, как она образовалась, от чего она зависит, как ребенок относится к происходящему и какие пути выхода из ситуации он видит…. Этим самым ребенок чувствует близость ваших отношений и доверие к вам. Очень важно, что такие беседы должны проходить в спокойной дружелюбной обстановке!
  6. При различных ситуациях родители или педагоги могут спрашивать у ребенка совет. При правильно выстроенных отношениях, ребенок абсолютно серьезно расскажет вам свой вариант. Когда вы внимательно выслушиваете ребенка и поблагодарите его, ребенок понимает, что его уважают, относятся как к равному себе, мнение его важно!

Каждый из нас, взрослый гражданин своей страны, показывая личным примером, уважительного общения с окружающими, включая детей, формирует адекватную самооценку ребенка. При хорошо выстроенных добрых и доверительных отношениях с детьми, родители и педагоги помогают детям обретать чувства собственной значимости, уверенность в себе и своих силах.

Методики определения самооценки личности

Существуют диагностики и исследования, позволяющие определить нарушение самооценки у дошкольников и учеников начальной школы.

Методики определения самооценки личности
  1. Изучение самооценки в деятельности. Внимательный родитель может понаблюдать за своим ребенком и по некоторым признакам определить его уровень самооценки. Например, на отсутствие проблем с самооценкой указывают некоторые черты характера и особенности поведения дошкольника или младшего школьника. Такой ребенок весел, обладает чувством юмора, бодр, с удовольствием идет на контакт с другими людьми, во время игр с детьми активен, правильно реагирует на проигрыш. Если дошкольник, младший школьник предпочитает держаться в стороне от играющих, стесняется, неудачи и проигрыши его слишком сильно ранят, а детские обиды – частые гости в вашем доме, то, скорее всего, малыш страдает от заниженной самооценки. Ваш наследник всегда и во всем стремится быть первым и лучшим? Школьник в своей речи использует фразы: «Только я могу справиться с этой задачей!», «Я – самый сильный, ловкий, умный», безосновательно претендует на роль лидера в любом коллективе? Тогда речь идет о завышенной самооценке.
  2. Методика «Десять ступенек» («Лесенка»). Суть исследования состоит в том, чтобы ребенок старше 3 лет определил, на какой из 10 ступенек нарисованной лесенки он хотел бы себя разместить. Причем перед началом работы ему дается краткое пояснение, что на самых нижних находятся самые плохие дети. А на самых верхних – лучшие и достойнейшие из ребят. Когда малыш определил, где на этой лесенке его ступенька, можно сделать определенные выводы. Если испытуемый ставит себя с 1 по 3 ступеньку, то самооценка у него заниженная, если с 4 по 7 – адекватная, с 8 по 10 – завышенная. Эта диагностика не подходит для детей с ЗПР и умственной отсталостью.
  3. Оценочная игра «Имя». С помощью этой игры можно дополнить свои наблюдения за самооценкой дошкольника или младшего школьника. Предложите ему выбрать для себя имя. Быть может, малыш выберет то, которое ему по душе или даже оставит свое. Попросите дать пояснения, почему он хотел бы, чтоб его звали по-другому, что его не устраивает в своем имени. Психологи считают, что осознанный отказ от собственного имени указывают на недовольство собой и желание стать лучше.
  4. «Ситуативная диагностика». Малышу предлагают проанализировать ситуации, и смоделировать вариант поведения. Например: «Весь класс писал контрольную работу. Ты получил отличную отметку, а твой друг не справился с заданием, поэтому очень расстроен. Что бы ты сказал или сделал для того, чтобы успокоить товарища?» или «Ребята собирают команду для участия в соревнованиях, а тебя не приглашают. Как ты себя поведешь, что скажешь, чтобы тебя приняли в команду?». Проигрывание подобных ситуаций поможет родителям дать дополнительную информацию об уровне самооценки ребенка и научить малыша правильно вести себя в разных жизненных ситуациях в коллективе.
  5. Методика Захарова. Перед испытуемым кладут листок с нарисованными в ряд 8 кружками. Поясните малышу, что это люди и попросите указать, какой из этих кружочков – он сам. Оценочная шкала говорит о том, что если школьник указывает на 3 или 4 круг слева, то это значит, что он адекватно воспринимает себя и понимает собственную ценность. При выборе первого круга можно сделать вывод о завышенных притязаниях, а круги, выбранные после пятого – о заниженной самооценке.
Читайте также:  Особенности выращивания бычков на откорм: как и чем кормить молодняк

Помогите вашему ребенку найти хобби или стремление, которое ему действительно понравится.

Некоторые люди рождаются с потрясающим голосом, другие – с идеальным слухом, еще кто-то – прирожденный атлет, а чье-то воображение и умение рассказывать истории пророчат его в писатели. Постарайтесь определить врожденные таланты вашего ребенка и помочь ему подобрать такие занятия, которые помогут этому таланту раскрыться в полной мере.

Танцы, рисование, игра на каком-то инструменте, или что-то не столь яркое, вроде математики, может оказаться очень даже неплохим выбором – только убедитесь, что вашему ребенку это действительно нравится. Ну а когда он добьется в выбранном занятии определенных результатов, его самооценка взлетит до небес.

Как повысить самооценку ребенку — советы психологов

Обнаружив у своего ребенка признаки неуверенности в себе, родитель может помочь ему, независимо от того, это школьник младшего возраста или подросток.

Психологи рекомендуют в этом случае 6 универсальных методов:

  1. Отказаться от любого сравнения. Сравнение своего ребенка с другими негативно сказывается на его формировании самооценки. При этом сравнивать нельзя не только в негативную, но и в позитивную сторону. Постоянно слыша от родителей, что он намного красивее, умнее, способнее ребенок сильно разочаруется, услышав иное мнение от окружающих.
  2. Предоставить право выбора. Самооценка младших школьников, а тем более подростков, существенно повысится, если взрослые им дадут право самостоятельно принимать решения. Малышам нужно дать право выбирать себе одежду, игрушки, маршруты прогулки. Тинэйджерам нужно предоставить право выбора индивидуального стиля, увлечений, дизайна интерьера собственной комнаты.
  3. Акцентировать внимание на успехах и достижениях. Родителям нужно научиться обращать внимание на достоинства своего ребенка, отмечать его таланты, умения. Хвалить не только за достижения, но и за попытки добиться успеха.
  4. Создать необходимые условия. У каждой личности есть какие-либо таланты или способности. Задача родителей направить своих детей в то русло, где они смогут проявить себя. Это хороший метод как повысить самооценку ребенку. Спортивная школа, театральный кружок, уроки танцев или вокала — не важно, главное, чтобы это ребенку нравилось.
  5. Найти источники вдохновения. Среди актеров, певцов, известных спортсменов есть множество примеров преодоления жизненных трудностей. Узнав, как успешные люди столкнулись с проблемами и преодолели их, дети вдохновятся, разовьют в себя качества победителя.
  6. Объяснить, что ошибки – это часть опыта, а не катастрофа. Родителям нужно предоставить ребенку право на ошибку, объяснив при этом, почему нельзя так поступать.

Уважительное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства намного труднее развить во взрослом возрасте, чем в детском. Поэтому родителям так важно задумываться над тем, как поднять самооценку подростку, младшему школьнику, чтобы он вышел во взрослую жизнь уверенным человеком.

Формирование самоуважения у ребенка — видео

Tagsребенок самооценка

Почему формирование самооценки ребенка имеет большую важность?

Почему формирование самооценки ребенка имеет столь большую важность? Некоторые причины изложены в общих чертах в предисловии, но их необходимо разобрать более подробно.

Ребенок с низкой самооценкой по умолчанию считает себя неправым. Как правило, это случается в семьях, главы которых привыкли апеллировать к возрасту (подрастешь – будешь умничать) и наказывать детей за плохую успеваемость и малейшие огрехи в поведении. При этом не имеет значения, имеют ли место физические наказания в виде побоев ремнем – или же все ограничивается моральными унижениями (руки не из того места, опять двойка, в кого же ты такой дурак получился).

Почему формирование самооценки ребенка имеет большую важность?

Такое поведение родителей становится для ребенка нормой существования – жизнью это назвать трудно. Развитие личности заканчивается, любое повышение тона собеседника заставляет ребенка пугаться. Таких детей дома обижают и унижают родители, а в школе – одноклассники, своим коллективным разумом отлично видящие слабые места потенциальных жертв, неспособных дать отпор.

Читайте также:  10 способов сделать свой дом «умнее» и экологичнее

Даже если во взрослой жизни такой ребенок находит себя, получает работу и вступает в семейные отношения, он продолжает жить по той же линии поведения, боясь и ненавидя своего начальника.

Если речь идет о девочке, сталкивавшейся в свое время с таким отношением от родителей на постоянной основе – она, в конце концов, никогда не сможет уйти от мужа-тирана, как бы он ее ни унижал, ни оскорблял и ни бил.

Почему формирование самооценки ребенка имеет большую важность?

Хотите, чтобы ваши дети прожили такую жизнь и сделали то же самое с вашими внуками? Разумеется, нет. Поэтому следует перейти к тому, как же все-таки разорвать этот порочный круг.

Этапы формирования самооценки

Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей. Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.

Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается.

У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми. Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми. Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.

Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание. Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов. Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.

Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя. К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним. Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов. Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения. Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему.

Как повысить самооценку у ребенка

Уже в дошкольном возрасте начинает формироваться самооценка у ребенка, которая зависит детского окружения и влияния родителей. Формирование позитивной и адекватной самооценки зависит от того, какая атмосфера в семье, могут ли родители понять и поддержать ребенка в трудной ситуации, сопереживают ли они. Если на все можно ответить положительно, значит у ребенка здоровая самооценка. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя в защищенности. Он может принимать решения, просить о помощи, и признавать свои допущенные ошибки. Ребенок с адекватной самооценкой знает себе цену, поэтому и стремится ценить окружающих.

Завышенная самооценка наблюдается тогда, когда ребенок считает себя правым во всем. При этом он не видит своих слабостей, относится к своим одноклассникам пренебрежительно, свысока, пытается управлять детским коллективом и считает себя лидером. Такие дети считают себя самыми лучшими и опускают, насмехаются над достижениями других детей.

Причины заниженной самооценки у детей

Ребенок с заниженной самооценкой испытывает тревогу, чувствует неуверенность в собственных силах. Как правило, такие дети не могут найти защиты среди своих сверстников, поэтому выстраивают около себя оборонительную стену. Ребенок думает, что его обманут, обидят, недооценят или будут оскорблять и насмехаться. Они всегда настроены на неудачу. Таким детям очень трудно влиться в детский коллектив, поэтому они нигде ни в каких видах деятельности не участвуют. У ребенка может сформироваться установка, о том, что он плохой, ничего не может или ничего у него не получится.

Низкая самооценка может развиваться у ребенка из-за частого употребления родителями фраз «ты не справишься», «ты не сможешь» и др. Это может привести к очень неблагоприятным последствиям. Ребенок начнет чувствовать себя ущербным, ни к чему не способным. Такие фразы также могут развить комплекс неполноценности. При воспитании детей, родители и воспитатели не замечают, как допускают грубую ошибку: оценивают не поступок, который совершил ребенок, а саму личность.

Нередко родители в пример своему ребенку ставят послушного ребенка соседки с третьего этажа. Таким образом, родители считают, что ребенок начнет себя вести хорошо, будет прилежным и старательным учеником. А это в корне неверно. У ребенка возникает чувство зависти и ненависти к этому «эталону» послушания. Сравнивать ребенка можно только с самим собой.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка?

Существуют некоторые приемы для повышения самооценки у детей 6-8 лет.

Формирование и развитие самооценки у ребенка

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Правильное развитие самооценки у ребенка позволяет ему адекватно воспринимать себя и свои качества, достоинства и недостатки. Гармоничное развитие самооценки у детей позволит им удачно адаптироваться в обществе, а также благополучно социализироваться.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА?

Самооценка складывается из оценок родителей и других значимых взрослых. Сам ребенок изначально не имеет представления о себе. Те оценки, которые ребенок слышит от родителей, в будущем превращаются в его собственные оценки. В большинстве своем детская самооценка формируется под воздействием следующих факторов:

  • воздействие родителей;
  • воспитание;
  • детский сад, школа, ВУЗ;
  • общество, социум;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • уровень притязаний ребенка;
  • информационные технологии.

На детей в равной степени отрицательно влияет как отсутствие критики, так и чрезмерная строгость. В первом случае ребенок вырастает с нездорово завышенной самооценкой, а во втором — с заниженной. В обоих вариантах не развивается умение анализировать, проводить оценку и осуществлять контроль своего поведения и деятельности. Адекватная самооценка формируется при отсутствии негативизма в восприятии личности ребенка.

ВИДЫ САМООЦЕНОК И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

Заниженная самооценка у ребенка:

  • нежелание участвовать в играх, избегание общения со сверстниками;
  • неуверенность в себе, своих силах («У меня не получится», «Я проиграю»);
  • повышенная тревожность, обидчивость и ранимость.

Завышенная самооценка у ребенка:

  • ребенок уверен в себе и собственной правоте;
  • стремится управлять другими;
  • часто произносит: «я самый сильный/умный/лучший»;
  • проявляет агрессию по отношению к детям, которые тоже стремятся быть лидерами;
  • не умеет слушать.

Адекватная самооценка у ребенка:

  • ребенок умеет слушать и прислушивается;
  • знает свои сильные и слабые стороны;
  • верит в свои силы;
  • активный и общительный;
  • умеет давать и принимать помощь;
  • умеет принимать решения;
  • умеет признавать ошибки и настроен их исправлять.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА?

  • Создайте благоприятную атмосферу в семье. Объединяйтесь, когда необходимо справиться с какими-то трудностями, всё делайте совместно. Радуйтесь тому, что у детей появляются личные убеждения и взгляды, ничего страшного, если они отличаются от ваших, главное, чтобы они были осмысленными. На детей оказывают большее влияние наши действия, чем наши слова и советы, поэтому создавайте положительный личный пример. Кроме всего, любовь между родителями и детьми ведет к формированию доброжелательного климата в семье.
  • Адекватно относитесь к успехам и неудачам. Детей нужно хвалить не только за успехи, но и за приложенные усилия. Даже если у ребенка что-то вышло не так, похвалите его за то, что он очень старался и заверьте, что в следующий раз у него всё обязательно удастся.
  • Позволяйте сравнение ребенка только с самим собой. («Ты был таким вежливым»). Ругайте за конкретные проступки, а не в целом. Избегайте оскорблений и не вешайте негативных ярлыков («ты неуклюжий», «ты ужасен»).
  • Поощряйте самостоятельность. Если ребенок случайно разлил воду – не торопитесь протирать лужу, подскажите ему, где взять салфетки или тряпку. Школьник принес домой сложное домашнее задание – спросите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы дети научились сами принимать решения и делать выводы, задавайте им наводящие вопросы, а не давайте готовые решения.
  • Безусловное принятие. Любите своего ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он красивый, умный, одаренный. Принимайте ребенка как отдельную личность с присущими только ей качествами, уважайте слабые и сильные ее стороны.
  • Ставьте перед ребенком посильные ему задачи. Пусть ребенок поможет вам убраться в квартире, он получит удовлетворение от выполненной работы и справедливую похвалу. Это необходимо, чтобы он ощутил себя умелым и нужным.
  • Выражайте благодарность и гордость. «Спасибо, за то, что ты сегодня помог мне с уборкой». «Я очень горжусь тобой, ты очень достойно повел себя в этой ситуации».