10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.

Как разрешить конфликт между детьми?

раскрыть » / « свернуть

Как разрешить конфликт между детьми?

Общение и совместные игры между детьми не всегда протекают без столкновений. Часто родители становятся свидетелями бурных конфликтов, разбирательств и даже драк. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты, возникающие между детьми, являются неизбежным этапом взросления каждого малыша. Именно через ссоры и споры наши дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других ребятишек. В отличие от взрослых дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые дети могут только благодаря помощи родителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как устранить разногласия между детьми. Попробуем дать вам некоторые практические рекомендации:

  1. Никогда сразу не стремитесь вмешаться в конфликт ребятишек, конечно же, только если исключены риски нанесения вреда их здоровью. Всегда нужно помнить, что между детьми неизбежно устанавливается некая иерархия, соответствующая их возрасту. Можно спросить у детей, нужна ли им ваша помощь, и в случае отрицательного ответа предоставьте им возможность решить спор самостоятельно.
  2. Если же требуется ваше участие, тогда изначально следует устранить собственную предвзятость к произошедшей ссоре. К примеру, вы постоянно во всех бедах винить всегда одного и того же ребенка. Такое может быть, если этот ребенок напоминает вам человека, доставляющего вам лично неприятности или дискомфорт в жизни. Старайтесь всегда быть объективным.
  3. Посредничество взрослого в споре детей. Основная ваша задача при возникновении конфликта между детьми – это умение помочь им мирно договориться. Старайтесь стать посредником в их переговорах, ни в коем случае не судьей. Предлагаем вам поступить следующим образом:
  • Помочь детям обозначить границы собственной территории. Так как всегда есть территория и игрушки общего пользования и индивидуальные. В такой ситуации необходимо научить детей просить друг у друга разрешения временно воспользоваться какой-либо игрушкой или вещью. Такой метод поможет вам задать некоторые правила разрешения конфликтных ситуации и одновременно позволит избавить маленького собственника от угрозы вторжения в его пространство.
  • Спокойно изложите детям суть возникшей проблемы. Для этого вам придется попросить каждого из участников конфликта кратко изложить точку зрения своего оппонента, причем в его присутствии, так как важно, чтобы он лично все услышал, ведь большинство ссор у детей бывает из-за несправедливости и обидных насмешек.
  • Далее, будет хорошо, если вы вместе с детьми сумеете сообща, дружно найти выход из сложившейся ситуации. Предложите ребятишкам придумать возможные пути и способы решения их спора. Допустим, если они поссорились из-за игры, скажите им, что они не смогут играть в нее дальше, пока не придут к согласию.
  • Если вам удалось путем переговоров и разъяснений окончательно разрешить детский конфликт, то утвердите на правах взрослого план его разрешения. Если же согласие не достигнуто и вопрос остался открытым, вынесите проблему на так называемый «семейный совет», чтобы все члены семьи приняли активное участие в погашении конфликта.
  • Очень важно в сложившихся обстоятельствах суметь уменьшить появившийся эмоциональный накал у детей, не допустить обострения конфликтной ситуации. Тогда можно использовать прием смены обстановки, к примеру, отвести детей в другую комнату. Такое вроде бы простое действие частенько помогает детям хотя бы немного успокоиться и приступить к обсуждению проблемы. Через некоторое время, находясь в спокойной обстановке, как-нибудь невзначай вспомните с детьми ранее разрешенную проблему, проанализируйте все предпринятые шаги к ее разрешению – тем самым вы еще раз потренируете с детьми навыки сотрудничества и взаимопонимания.
  • Не забудьте похвалить обе стороны за проявленные усилия в разрешении их противоречий.

4. Научить детей использовать мирилки. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Ритуал примирения проводится следующим образом:

  • Дети сцепляют мизинцы друг друга в знак примирения и ритмично вместе говорят слова мирилки.
  • Мирилка произносится подряд 5-10 раз, например: «Солнце вышло из-за тучек, нас согреет теплый лучик. А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья». Этот прием действительно примиряет, так как это очень весело – вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.
  • Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

раскрыть » / « свернуть

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Читайте также:  Начинаем кормить: принципы и правила успешного ГВ

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Физическое развитие

Вес малыша увеличивается на 800 г, рост, в среднем, на 3 см.

Подвижность более активная, появляется интерес ко многим вещам. Малыш уже научился распознавать лица и голоса, рефлексы сформированы. Он понимает, когда наступает время прогулок или кормления.

Изменения в поведении

  • Заинтересованность в общении с человеком, а не с игрушкой;
  • новые знакомства вызывают интерес, настороженность;
  • эмоции становятся скоординированными;
  • реагирует на появление человека в комнате;
  • интересуется звуками природы и их происхождением.

Сенсорно-моторные навыки

  • Любые действия и рефлексы четко направлены;
  • сфокусированный взгляд;
  • укрепляется мышечный корсет;
  • может держать голову на протяжении 2-3 минут;
  • заинтересованность в собственных движениях;
  • увеличивается период активности;
  • нравится массаж и водные процедуры.

Двигательные

Дети на втором месяце осознанно управляют своим телом.

  • Исчезают хаотичные подергивания конечностями и постоянные движения, все манипуляции малыш проводит упорядоченно и равномерно.
  • Характерная дрожь для новорожденных пропадает.

Главная особенность – способность самостоятельно двигать головой.

  • Укрепляются все группы мышц, ребенок умеет двигать руками и ногами.
  • Пропадает сонный, потерянный взгляд, младенец может сфокусироваться на одной точке.

Как развить двигательные навыки

Старайтесь больше времени рассказывать и показывать активные интересные сказки, тогда он будет активно двигаться, проявляя свой интерес. Полезными станут зарядки, упражнения для ног и рук, визуальная адаптация к собственному телу (показывайте ребенку его ноги, руки, пальцы и т. д.).

Почитать в тему: Таблица роста и веса ребенка по месяцам от рождения до года (нормы ВОЗ)

Как ухаживать за мальчиками?

Как ухаживать за новорожденным мальчиком, и что надо знать мамочке? Когда малышу только месяц жизни от роду, он опорожняется после каждого приема молочка. То есть, подмывать малютку надо часто, и делать это правильно. Уход состоит в обмывании не только попки, но и полового органа ребенка. Моют мальчика под проточной теплой водой, бережно держа под краном.

Допустимо ли подмывать кроху в тазу с теплой водой? Нет, такой уход может привести к раздражению кожи остатками дефекации.

После подмывания необходимо просушить кожу чистой пеленочкой и смазать складочки специальным маслицем.

Важно! Нельзя смазывать маслом мошонку мальчика.

Можно ли открывать крайнюю плоть мальчика для гигиенических процедур в месяц? Врачи не рекомендуют уход за крайней плотью до шестилетнего возраста: нет необходимости в насильственном открытии головки пениса. Такой уход приведет лишь к образованию микротрещинок, которые при заживлении формируют неэластичную соединительную ткань.

Что должно насторожить маму? Иногда из крайней плоти мальчика появляются выделения, а пенис приобретает красный оттенок и припухает. Это тревожный сигнал: малыша необходимо обследовать. Так проявляется воспалительный процесс полового органа крохи.

Как купать мальчика в месяц? Грудничков в месяц жизни рекомендуют купать ежедневно. Сначала малышу обмывают личико и головку, а в конце омывают гениталии. Водичка кипяченая готовится заранее. Травяные сборы применять не рекомендуется: вместо них берется марганцовка.

Как мыть мальчика, если нет доступа к проточной воде? В такой ситуации уход заключается в протирании тельца влажными детскими салфеточками. Детские салфетки пропитаны специальным составом для кожи грудничков, поэтому уход с их помощью полностью безопасен.

Важные моменты развития крохи по месяцам: общая таблица

Предлагаем ознакомиться с общей таблицей детских моторных навыков, которые фиксируются в том или ином возрасте. Обычно тот или иной двигательный акт происходит в определенный месяц жизни. Первая улыбка, гуление и так далее отражает развитие костно-мышечной системы и головного мозга.

Первые пару месяцев после рождение малютка почти ничего не умеет, а лишь учиться фиксировать свой взгляд на короткое время. Его движения хаотичны – тело пока не подконтрольно ему. Практически невозможно определить какие-либо отклонения от нормы в этот период.

Опытный доктор обнаружит сильное повышение или снижение мышц тонуса и прочие признаки, указывающие на тяжелое поражение мозга. Считается, что если младенец не предпринимает попыток подняться из положения лежа на животе, не пытается отклонить голову, то, видимо, происходит задержка моторного развития – в этом случае придется предпринять комплекс действий.

Читайте также:  ТОП-15 роботов-пылесосов с Алиэкспресс (осень 2020 года)

Если к шестому месяцу малютка не переворачивается со спины на бок или живот и наоборот, то это может указывать на ряд факторов – большинство из них не опасны и являются физиологическими.

Восьмимесячный ребенок не ползает и не стремится к этому? Обратитесь к врачу-педиатру для обследования. К годовалому возрасту малышу следует сделать хотя бы несколько шагов, даже при поддержке близких людей. Этого не случилось? Возможно, причина в задержке моторного развития. По утверждению ВОЗ имеются обширные возрастные диапазоны, позволяющие освоить двигательные навыки, поэтому волноваться рано. Ребенок вполне может отставать от нормы на пару месяцев. Если срок более длительный – консультация с врачом обязательна.

Процесс освоения разных навыков весьма индивидуален. Каковыми могут быть последствия задержки моторного развития? Если случилась задержка в развитии моторики, то может быть несколько последствий и их можно избежать, если своевременно выявить отставания освоения двигательных навыков.

Серьезное отставание в моторном развитии может обернуться развитием отставания от сверстников в плане разных движений. Последствия: нарушается процесс адаптации и жизнедеятельности.

Сколько бы ни было месяцев младенцу, задержка моторного развития нарушит его взаимодействие с окружающим миром. Как это происходит? Замедляется темп развития в сфере психического процесса и органов чувств.

Если случай тяжелый, и к задержке моторного развития прибавляется психическая составляющая, не исключено формирование инвалидности. Это происходит из-за неспособности крохи усваивать новые акты (психические, двигательные).

Чтобы избежать неприятных и труднопреодолимых последствий, рекомендуем тщательным образом следить за тем, чтобы он осваивал разные двигательные навыки. Начинается такое освоение с простейших навыков: движения в сторону интересующих игрушек. Все эти мелочи постепенно ведут к такому сложному двигательному акту, как ходьба. Изучите соответствующую таблицу – информация о том, как должны развиваться моторные навыки, полезна не только специалистам, но и семье малыша.

Заключение

В 2 месяца ребенок завершает адаптацию к окружающему миру. Он нуждается в частом общении со взрослыми, развитии слухового и зрительного восприятия. Родителям потребуется скорректировать его режим дня, так как сон малыша становится более чутким. С 4 недели повышается физическая активность грудника, скелетеная мускулатура активно развивается. Ребенок может самостоятельно поднимать голову и грудь от поверхности, лежа на животе. Держаться на руках в таком положении он может в течение около 20 секунд.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Как справляться: советы психологов

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Как развивать малыша в этом возрасте

Занятия с ребенком в 2 месяца еще очень просты. Важно почаще выкладывать ребенка на животик. Это не только хорошо влияет на пищеварение, но и тренирует плечевой пояс. Всем известно, что первое что должен делать ребенок в 2 месяца – это пытаться ровнее и дольше удерживать головку. Также полезно чаще носить его «солдатиком», обязательно поддерживая затылочек. Это позволяет отрыгнуть лишний воздух, учиться удерживать головку и развивать зрение, глядя вокруг.

Чтобы всегда было чем занять ребенка в 2 месяца, стоит приобрести первые погремушки. Лучше отдать предпочтение на этот возраст мягким игрушкам, так как ребенок еще не скоординирован в действиях и частенько стукает себя ими по лицу. Как только малыш начнет тянуть погремушки в рот, мягкие следует убрать.

Какие трудности ждут родителей в первые месяцев?

Сразу после рождения ребенка, новоиспеченным родителям предстоит многому научиться. Они должны осознать и принять всю ответственность за ребенка, создать все условия для его здорового роста и развития. Повседневные обязанности, первые неудачи, тревоги и переживания, радость и усталость, это те моменты с которыми сталкиваются все мамы и папы. Для того, чтобы правильно ухаживать за ребенком, научится распознавать потребности малыша, нужно знать общепринятые показатели и нормы первого года жизни. Пожалуй, одним из главных моментов после появления в семьи малыша считается его питание. Если женщина кормит грудью, особых проблем нет, но в случаи, когда по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, очень важно подобрать правильную смесь для новорожденного, от которой будет зависеть как самочувствие ребенка, так и его сон. В основном до 3-х месяцев малыш только спит и ест, при этом кормление должно проводиться каждые 3 часа. Не менее важным в первые дни и месяцы после выписки с роддома считается уход за пупочной ранкой, а также регулярное и ежедневное купание перед вечерним сном.

Читайте также:  6 непростительных ошибок при выборе обуви

Сразу после рождения, у ребенка начинает вырабатываться ряд рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новой жизни. Консультацию по правильном уходе за ребенком родители могут получить как от участкового педиатра, так и от патронажной медсестры, которая регулярно навещает грудничка дома.

С момента рождения ребенок понемногу начинает познавать мир. Родители замечают, как он фиксирует взгляд, начинает различать маму от других членов семьи, часто улыбается. Комаровский считает, что первые 12 месяцев ребенок отличается быстрым и всесторонним развитием. За этот период у малыша улучшается работа головного мозга, полностью формируется нервная система. Начиная с 5 – 6 месяцев, малыш становится более активным, он пытается самостоятельно сидеть, ползать, а к концу года и вовсе делает первые шаги, понимает речь, издает первые слова.

У новорожденного ребенка присутствует тесная связь с матерью, которая зарождается еще в период внутриутробного развития. Потребности малыша, как и его навыки меняются каждый месяц, а то и день, поэтому в педиатрии первый год жизни принято рассматривать поквартально или по месяцам.

Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года

10 месяцев

В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.

11 месяцев

Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.

Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.

Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.

Один год

В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее.
11 Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее.
12 Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах.
11 К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает.
12 Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание.